МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

О старинной культуре Русского Севера через обычные материальные предметы на холстах пытаются поговорить с современниками организаторы выставки

 Всего за каких-то пару недель Музей изобразительных искусств презентовал вторую выставку, собранную из коллекций собственного фонда. Двадцать шестого сентября для посетителей открыт проект «Поморский натюрморт: Время. Люди. Вещи.», основанный на знаковой предметной культуре северного края.

Идея создания выставки была рождена коллективом музея Писахова еще пять лет назад, но все это время она оставалась лишь идеей, потому как музей располагает сравнительно небольшими площадями, подходящими для камерных проектов. Поэтому изначально планировали создать небольшую выставку, однако богатство культуры северного края позволило развернуть достаточно масштабный выставочный проект в галерее Музея ИЗО.

– Этот год – Год культуры, и мы решили представить проект на суд нашим коллегам, писали заявку в министерство, и она прошла, – рассказала научный сотрудник писаховского музея Наталья Козлова. – Мы знали, что наши фонды позволяют взять тему поморского натюрморта широко и в полной мере раскрыть ее для посетителей. Все началось с натюрморта Дмитрия Ширяева, который пользуется большой популярностью на писаховских и есенинских игровых занятиях. Затем в фондах я познакомилась с мезенскими натюрмортами. Мне показалось интересным, что художники привязывают натюрморт к определенному месту, которое что-то символизирует.

По словам Козловой, выставка получилась несколько спорной: у искусствоведов и художников есть замечания, ведь основываясь на названии, все представляют себе один узкий жанр – натюрморт. Тем временем проект раскрывает куда больше.

Самобытный Север

Слово «поморский», в названии проекта ограничило пространство, в котором взаимодействуют человек и предметы: все представленные работы объединены культурой Русского Севера, и рассказывают о быте поморов непосредственно через предмет.

– Когда стали собирать выставку, выяснилось, что предмет очень часто бытует в жанровых сценах и портретах, и он необходим, чтобы передать художественный образ человека, изображенного на портрете, характер его деятельности или бытовые достоверности. Предмет активно живет и в других жанрах. Иногда предметностью обладают даже пейзажи, – пояснила Наталья Козлова. – Например, у Бориса Копылова на картине домики выстроены по законам натюрморта. Сами типы поморов – монументальные, окаменевшие, интересные мужественные люди, несущие дыхание времени, и сами по себе они представляют памятник культуры Русского Севера.

Организаторы вышли за пределы заявленного в названии жанра не только в графике и живописи, но и представили реальные предметы быта ушедшей эпохи. В галерее можно увидеть тематические натюрморты из вещей, например, связанных с девичьим приданым, самоварный натюрморт, морской, печной. Ведь предметная культура: строения, бытовые принадлежности, письменные источники, рукописные книги – все это дает представление о жизни нашего региона, например, столетней давности, вообще о духовных истоках жизни людей на Севере. Через предмет, через притяжение быта, сложного, непростого, но интересного, удалось рассказать о жизни самих поморов. Главным в этом «натюрморте» является вещь как носитель информации, источник знания, историческая память, и через предмет организаторы пытаются говорить о культуре Русского Севера.

– В Год культуры очень важно сказать, что Русский Север внес в общенациональную русскую культуру весьма значительную долю. Сохранился старинный костюм, глина, деревянное зодчество, уклад жизни поморов, старинный традиционный, отношение к семье и браку – все имеет прямое отношение к русской культуре. И сам Север – это такие своеобразные закрома нашей большой России. Все, что касается общенациональной культуры, представлено у нас в чистом виде, – сообщила Козлова.

Лишь некоторые произведения взяты у художников специально для выставки. Большинство – коллекция музейного фонда. За последнее время это уже вторая фондовая узкая тематическая выставка, которая, несмотря на неизбежные ограничения, все равно позволяет вести достаточно масштабный разговор. Организаторов радует, что есть возможность показать те работы, которые давно не выставлялись, или на них не обращалось большого внимания.

«Поморский натюрморт» дал возможность в одном пространстве показать этнографическую графику и супругов Надежды и Николая Григорьевых и Бориса Копылова с его концептуальным натюрмортом и пейзажем. Здесь же можно будет увидеть графические и живописные произведения архангельских художников разных лет: Нелли и Валерия Таргонских, Ивана Котова, Сергея Шадрунова, Дмитрия Трубина.

Красный стол

Натюрморт Бориса Копылова «Красный стол» стал заглавным на выставке. Он украшает афишу и выбран не случайно, пройдя испытания, прежде чем стать символом экспозиции.

– Над выставкой работал авторский коллектив музейного объединения музея Писахова, но коллегиальность была соблюдена – все обсуждалось с нашими старшими коллегами. Проект рождался в очень бурных спорах, начиная от написания концепции и заканчивая последними неделями, когда проект наконец-то увидел свет. Поэтому «Красный стол» прошел жесткую проверку всех поколений музейных сотрудников, – рассказала научный сотрудник.

Работа привлекательна с точки зрения цвета, особенно в сравнении, например, с тонкими работами Григорьевых, которые потерялись бы на большом пространстве. Натюрморт – композиция из предметов, где вещи – носители человеческой памяти, а в определенной последовательности выставленные предметы – послание автора о своем мировоззрении, эстетических привязанностях, вкусе. «Красный стол» стал своеобразным поклоном северной культуре и в то же время сохранил собственное мироздание и мироощущение. Копылов расставил на круглом столе обычные предметы рационально, свободно, из чего создается ощущение, что художник создал из них свою вселенную.

Натюрморт по-новому

Фото-натюрморты Николая Дмитрука «Тихая жизнь вещей» разместились отдельно от других работ на мольбертах, что не позволяет конкурировать фотографии с живописью, подчеркивая схожесть и обособленность одновременно. Вообще, фотографии несколько оторваны от самой выставки, иначе бы они сильно спорили с работами художников.

Тематические фотоработы Дмитрука призывают к диалогу. Представленный мир старинных северных предметов очень интересен, работы обладают яркими художественными образами, выстроены по законам натюрморта. Организаторы хотели показать, как искусно работают современные фотографы. Как обычная фотография обрабатывается до художественного состояния и, на первый взгляд, походит на живопись.

Из сундука

«Поморский натюрморт» – это не просто выставочный проект, а социально-культурный, предполагающий взаимодействие с публикой в разных направлениях.

В рамках выставки скоро появится еще одна возможность, для того чтобы люди смогли прикоснуться к старинному предмету сами. Люди смогут заглянуть в старый сундук, выбрать приглянувшиеся предметы, из которых составят старинный натюрморт, на месте сфотографируют и тут же получат распечатанную фотографию, что дает возможность прикоснуться к культуре и попробовать себя художником. Готовые фото будут прикреплены на стену, а по окончании работы проекта их можно будет забрать. Содержимое сундука, правда, не является музейным экспонатом и предоставлено временно коллекционерами старинных предметов. Некоторые предметы из сундука представлены и на картинах художников. В собственный натюрморт можно включить, например, рубель (старинный утюжок), как на картине Дмитрия Трубина.

Временная культура?

Современные художники по-прежнему обращаются к старинным вещам поморской культуры. Быт, обусловленный близостью к морю, сохраняется и по сей день. Во многих семьях есть рыбаки и моряки, поэтому тема для архангелогородцев близка.

«Поморский натюрморт» заставляет задуматься о том, что мы оставим после себя, и какие артефакты будут символизировать уже наш современный быт на выставках будущего. Поморская культура оставила серьезный след, но останется ли он после нас или мы будем унифицированы? 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах