МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

Чтобы больше не строить «новое аварийное жилье»

В Архангельской области активно идет строительство жилья для переселения из ветхого и аварийного. Но не всегда оно радует новоселов – бывает, что они переезжают из старого ветхого жилья в новое, но тоже плохо пригодное для жизни. Эту тему в нашей газете мы вели вместе с Юрием Варфоломеевым, профессором, советником Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором технических наук.

Сегодня разговор о том, почему так получается и что можно изменить, чтобы повысить в нашей стране качество строительства жилья.

– Анализ результатов строительно-технических экспертиз показал, что не все конструкции домов пригодны для северного климата. Было выявлено множество недостатков в действующем законодательстве Российской Федерации, которые усугубляют ситуацию со строительством жилья. Особенно дорого ошибки обходятся при строительстве на труднодоступных и малонаселенных территориях Арктической зоны, в которую включена северная часть Архангельской области.

Предложения экспертного сообщества по совершенствованию законодательства и повышению контроля качества новостроек получили поддержку у руководства Архангельской области и страны. Во второй половине прошлого года в федеральное законодательство ввели ряд позитивных изменений.

Постановление правительства Российской Федерации от 25.09.2014 No 984 открыло возможность более широко использовать требования статей 58 и 94 федерального закона No 44-ФЗ. Применив эти законодательные акты, можно разработать инновационное законодательство для субъекта Российской Федерации и учесть в нем специфику климата, отсутствие развитой инфраструктуры дорожной сети круглогодичного действия и другие условия строительства в конкретном регионе.

Статья 94 федерального закона No 44-ФЗ позволяет провести экспертную проверку и не допустить к участию в конкурсе сомнительных претендентов, которые по фактическим показателям не соответствуют требованиям, сформулированным в техническом задании. Для приемки поставленной продукции или оказанной услуги можно привлекать экспертные организации. Особенно в тех случаях, когда закупка или заказ осуществляется у единственного поставщика.

На основании заключений экспертного сообщества в администрации Архангельской области принято решение отказаться от строительства социального и муниципального жилья с применением домов неудачной конструкции, безопасность и долговечность которых вызывает сомнение.

Наше предложение системно анализировать допущенные ошибки проектирования и строительства, выявлять недостатки региональных строительных законодательств, составленных без учета специфики климата и прочих особенностей регионов, подхватили другие области.

Радует то, что сейчас уже в нескольких областях начали составлять реестр «нового аварийного жилья». Проблему таких новостроек с красивыми обоями, но ненадежными фундаментами и прочими ответственными конструкциями мы много обсуждали в архангельских СМИ, Российской академии архитектуры и строительных наук, на научно-технических конференциях в разных городах страны. Нет сомнений в том, что ошибки при строительстве жилья будут исправлены.

Однако предстоит еще много работы. Благоприятный для строительства период с положительной температурой на Севере невелик. Например, в Мезени период с температурой 0 о С и ниже составляет 194 дня, в Архангельске – 176 дней. Даже в благоприятный период значительную часть времени приходится работать в плащах при дожде и сильном ветре, что резко снижает фактическую производительность труда. Однако это не учитывается должным образом при определении нормативных сроков строительства.

Как и в регионах с благоприятным климатом, развитой сетью автомобильных и железных дорог, финансирование строительства на труднодоступных северных территориях начинается не с начала года, а в лучшем случае в конце первого квартала. Поэтому задерживается закупка строительных материалов и техники, оплата транспортных услуг (за аренду морского транспорта). Срок завоза всего необходимого на стройплощадку может отставать от утвержденного графика. Однако в дальнейшем это не учитывается.

При задержке сроков выполнения работ заказчик, осуществляющий строительство за счет бюджетных средств, из соратника, который выполнял контрольные функции и хорошо осведомлен обо всех фактических трудностях подрядчиков, вынужден превратиться в карательный орган. Его службы начинают выставлять штрафные санкции, заниматься процедурой включения подрядчика в список недобросовестных исполнителей. А это влечет лишение права получать подряды по заказам за счет бюджетной системы Российской Федерации.

Существующая система определения нормативных сроков строительства и система финансирования сформировались еще до перестройки. В советский период все принадлежало государству. Частные организации на отдаленных и труднодоступных северных территориях строительством практически не занимались.

Для многих таких организаций, появившихся после перестройки на строительном рынке в северном регионе, большой удельный вес транспортных расходов в себестоимости возводимых объектов и порочная система финансирования строительства оказались непреодолимым барьером для собственного развития. В итоге сейчас в северных областях сформировался дефицит строительных технических мощностей и квалифицированных кадров. Это очень негативно влияет на развитие инфраструктуры стратегически важной Арктической зоны.

Поэтому необходимо ввести изменения в нормативные документы, регламентирующие определение нормативных сроков строительства на Севере, и усовершенствовать существующую систему финансирования. Предварительные расчеты показывают, что нормативные сроки строительства здесь следует увеличить более чем на 50 процентов. Тогда мы сможем значительно повысить качество новостроек. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах