Дикие места – чистый Север
Самая первая «Кругосветка» стартовала в 2012 году под Вельском. В этом году она туда вернулась. За несколько лет участники увидели много интересного – того, что скрыто от глаз обычных приезжающих в наши края туристов.
Вообще, главный принцип «Кругосветки» – показать людям то, что у нас есть, минуя при этом стандартные маршруты и федеральные трассы. Все передвижения участников происходят по лесным дорожкам, узкоколейкам, лесовозным дорогам – это дает возможность людям увидеть настоящую жизнь северной глубинки, ее особенности и уникальность.
– За четыре года «Кругосветки» мы открыли для себя места, которые уже давно были забыты и обделены вниманием туристов, – рассказал организатор экспедиции Николай Романовский. – И это просто поразило. За четыре года, что проходила экспедиция, ее участники смогли увидеть все самое интересное, что есть в Поморских землях. И посмотрев все это, я могу смело утверждать, что наш регион может быть очень привлекателен для туристов. И дело не только в достопримечательностях, но еще и в уникальной природе. Я каждый год разговариваю с участниками и выясняю, что их впечатлило больше всего. Так вот, если в первые годы большинство называло памятники деревянного зодчества, то теперь для людей становится все более важной возможность оторваться от цивилизации – их впечатляет дикость и нетронутость многих мест, их экологическая чистота. И, кстати, мы четко следим, чтобы после нашей экспедиции это ни в коем случае не изменилось. Мы всегда убираем весь мусор и оставляем место, где мы побывали, в том состоянии, каким оно было до нас.
Крепость и железная дорога
По словам организаторов, этот этап кардинально отличался от всех предыдущих. Его изюминкой стало то, что люди увидели правый берег Северной Двины и те места, куда туристы просто так мимоходом не попадут.
– Деревянные дома, которые мы там встретили, это просто какие царские хоромы, – вспоминает Николай Романовский. – Дело в том, что в тех местах в свое время проходил торговый путь, и это сказалось на благосостоянии местных жителей. Ничего подобного мы больше нигде не видели.
В ходе путешествия участники экспедиции побывали в месте, где когда-то возвышалась первая на Двине знаменитая древняя каменная крепость – в Орлецах. Не осталось без внимания и местечко Борок в Виноградовском районе, откуда пошла борецкая роспись. И, что самое интересное, местные легенды утверждают, что именно Борок является подлинной родиной покорителя Сибири Ермака, и этому есть основания.
Побывали путешественники и на Мехреньгской железной дороге. Это ведомственная железная дорожная линия, действовавшей с 1930-х до 2001 года. Главная линия железной дороги пролегала по направлению Пукса – Пуксоозеро – Пурнозеро – Дальняя. Местонахождение железной дороги – Плесецкий и Виноградовский районы Архангельской области. На протяжении всей своей истории железная дорога находилась в ведении силовых ведомств. На станциях Мехреньгской железной дороги находились исправительно-трудовые учреждения. К сожалению, в 2001 году был разобран последний ее участок, а населенные пункты остались без регулярного сообщения.
– В один из дней мы добрались до ставшей уже знаменитой деревни Звоз, – рассказал организатор экспедиции Илья Капиталинин. – Увидели необычные арт-объекты, а после добрались до пещеры. Отыскали местную художницу, которая открыла нам двери музея.
Шалости погоды
Каждый вечер джиперы разбивали стоянку на берегу реки или озера для ночевки, а утром с новыми силами двигались дальше в путь.
– К сожалению, нас очень сильно подвела погода, – вспоминает один из участников Андрей Узких. – Только два последних дня было солнечно. А так, по вечерам люди одевали пуховики. Но это ничуть не испортило впечатление от поездки. Лично меня очень поразила увиденная природа и заброшенные деревянные храмы. А еще мы увидели брошенные деревни, в которых еще совсем недавно жили люди. Там в домах даже посуда осталась.
Естественно, в этом году среди участников было немало тех, кто впервые отправился в подобные путешествия и впервые увидел нашу область с такой стороны.
– «Поморская кругосветка» – это новый формат отдыха, по крайней мере, для меня! – делится впечатлениями участник северной «одиссеи» Андрей Паршин. – Мне посчастливилось познакомиться с людьми из различных уголков страны. Бездорожье, рев моторов, колейность на дороге, глубокие ямы, и даже брод – все это добавляло адреналина в кровь. В «Кругосветке» было все: взаимовыручка в сложных дорожных условиях, (дважды приходилось строить мосты, вытаскивать застрявшие машины), песни у костра вечерами, общение и даже конкурсы. За девять дней кругосветки удалось побывать во многих интересных местах от заброшенных деревень и зон до действующих церквей. Холмогорский, Шенкурский, Няндомский и Вельский районы порадовали своими неповторимыми красотами. С участниками пробега был проведен мастер-класс по изготовлению мягкой игрушки и резьбе по дереву, на котором каждый желающий смог примерить национальные костюмы. Такой летний отпуск мне запомнится надолго.
Исчезающая история
К сожалению, участники экспедиции год за годом наблюдают невеселую картину. Если природа остается неизменно прекрасной, то памятники, в том числе и деревянного зодчества, разрушаются.
– Я думаю, что пройдет еще буквально несколько лет и многих памятников просто не останется, – констатирует печальный факт Николай Романовский. – Деревянное зодчество просто исчезает. Поэтому сейчас мы хотим успеть это увидеть и показать людям, чтобы эти уникальные постройки сохранились хотя бы в памяти на фото.
Но несмотря на то что это был завершающий этап «Кругосветки», ее организаторы не хотят останавливаться на достигнутом и уже задумываются о том, чтобы в следующем году, доработав все недочеты и внеся некоторые изменения в маршрут, вновь отправиться в экспедицию. Открывать ускользающие древности Русского Севера.