Напомним, областной закон «О миссионерской деятельности на территории Архангельской области» был принят парламентариями в прошлом году на декабрьской сессии. Инициаторами законопроекта выступили депутаты Александр Дятлов и Екатерина Поздеева. По словам парламентариев, он призван защитить религиозные организации и жителей области от действий лиц, ведущих миссионерскую деятельность и проповедующих религиозные взгляды от имени организаций, которые не являются уполномоченными на данную деятельность.
– Заниматься миссионерской деятельностью территории Архангельской области раньше мог любой человек, поэтому мы решили эту деятельность упорядочить. Основной посыл у нас был такой, что они все финансируются из-за рубежа. Мы считаем, что за многими этими организациями стоят спецслужбы, которые говорят людям отказаться от службы в армии, отказаться от участия в политической жизни страны. В общем-то, это развал нашей политической системы изнутри. И на это выделяются миллионы долларов, – полагает Александр Дятлов.
Областной закон обяжет миссионеров уведомлять о начале своей деятельности уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области. Также миссионер должен иметь документ, удостоверяющий его принадлежность к религиозному объединению, либо документ, дающий право на распространение религиозной литературы. Осуществлять миссионерскую деятельность возможно среди граждан, изъявивших добровольное согласие, а среди несовершеннолетних – только при наличии письменного согласия обоих родителей.
Лазейки для апостолов
Начальник отдела организации применения административного законодательства Управления организации охраны общественного порядка УМВД России по Архангельской области Александр Першин сообщил, что в законе есть ряд недоработок и лазеек для правонарушителей. Во-первых, необходимо конкретизировать в законе понятие «миссионер»: физическое это лицо или юридическое? Во-вторых, в статье, поясняющей условия и порядок осуществления миссионерской деятельности, написано: «распространение религиозной литературы и иных предметов религиозного значения, произведенных религиозным объединением». По сути, религиозная литература может быть напечатана в любой типографии, которая не является религиозным объединением, – это может послужить поводом уйти от ответственности. Правительством области закон был поддержан, но были подготовлены доработки, которые и озвучил директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев:
– Есть судебная практика, что нельзя просто формулировать составы административных нарушений отсылочно, за нарушение областного закона «О миссионерской деятельности». Нужно конкретно говорить, за что. Если говорить о профилактической работе закона, то мы должны предусмотреть максимальные штрафы, но никоим образом не предупреждения. Действующей редакцией кодекса предусмотрено единственное ограничение – не более 5000 рублей.
Если конкретнее, то региональным правительством было предложено сформулировать четыре конкретных состава правонарушения: если прибывший на территорию Архангельской области миссионер не уведомил соответствующий орган о планируем осуществлении миссионерской деятельности; осуществление деятельности без документов и разрешений; иностранные миссионеры прибывающие в Архангельскую область с туристическими и коммерческими целями, но занимающиеся миссионерской деятельностью; и когда деятельность осуществляется с нарушением волеизъявления граждан, то есть принудительное участие граждан и отсутствие согласия родителей или лиц их замещающих. По всем вышеперечисленным позициям правительство предложило установить штраф в размере от 3000 до 5000 тысяч рублей. Предложенные изменения в областной закон «Об административных правонарушениях» будут рассмотрены депутатами областного Собрания на сессии, которая проходит уже сегодня-завтра.
Екатерина Поздеева, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по молодежной политике и спорту:
– К сожалению, такая деятельность зачастую производится в отношении молодых людей и даже несовершеннолетних. Все мы знаем, что дети, наверное, – наиболее уязвимый и подверженный всяческому влиянию слой населения. Очень часто пытаются вести деятельность с детьми без согласия с родителями, в связи с принятием этого закона, такая деятельность будет прекращена.
Игумен Феодосий, руководитель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Архангельской епархии:
– Большинство таких организаций, как привило, – иностранного происхождения. Идеология их направлена на изменение сознания российского гражданина. Это часть идеологической войны против нашего государства и народа.
Василий Гришин, заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по культуре и туризму:
– Я бы рекомендовал авторам законопроекта установить сумму штрафа максимально возможную, без «вилки», для того чтобы, в первую очередь, защитить от воздействия миссионеров детей, а во-вторых – людей со слабой психикой.
Павел Есипов, председатель правления национально-культурной автономии поморов Архангельской области:– Закон, по сути, направлен на монополизацию деятельности в сфере религиозных услуг. На мой взгляд, он крайне репрессивный. Под его действие попадут все те религиозные организации, которые не представляют три мировые религии. Местную церковь раздражают те мероприятия в сфере народной культуры, которые мы проводим, поскольку все обряды и народные костюмы имеют языческий смысл и уходят в историю дохристианского периода, поэтому церковь не заинтересована в проведении Масленицы, Поморского Нового года и других праздников.