В ходе первого этапа, старт которому был дан в выходные, участникам предстоит на снегоходах преодолеть расстояние в три тысячи километров от Архангельска до Салехарда. В феврале следующего года намечен второй старт из – Салехарда до Уэлена. Этот этап более продолжителен – его протяженность составит порядка 8000 километров.
Проверенные парни
Проект «Ледяная кромка России» – это руководитель экспедиции, известный автопутешественник и организатор внедорожных проектов по всему миру Евгений Шаталов, Сергей Тимофеев, Сергей Догоров и Василий Кошутин. Двух Сергеев Евгений Шаталов взял к себе в команду после знакомства во время гонки «Экспедиция-Трофи». С ними он прошел тысячи километров от Мурманска до Владивостока. «Это проверенные парни», – убежден командир отряда. Буквально перед отъездом из состава команды выпал Эдуард Аверьянов. Его уже в Архангельске заменил Василий Кошутин, спасатель по профессии. По долгу службы Василий умеет оперативно справляться с разными трудностями, имеет большой стаж управления снегоходной техникой, поэтому в компанию путешественников влился сразу. В качестве средства передвижения по снежной пустыне были выбраны отечественные машины, которые хорошо себя зарекомендовали на тренировочном выезде в лесах Коми. Обкатав технику, удалось устранить обнаруженные недостатки, установить дополнительное освещение, определиться с оптимальной нагрузкой на сани. На первом экспедиционном этапе «Архангельск–Салехард» путешественников ждут порядка десяти остановочных пунктов: Мезень, Несь, Нижняя Пеша, Индига, Нарьян-Мар, Варандей, Амдерма, Усть-Кара, Лаборовая и финиш в Салехарде. Весь этот путь планируется пройти за 18–20 дней. Конечно, в условиях бескрайнего севера все будет зависеть от погоды. Большая часть местности участникам хорошо знакома, благодаря ранее совершенным автопоходам. Безопасность важнее всего По словам руководителя экспедиции Евгения Шаталова, на первом месте в любой экспедиции должна стоять безопасность, а также комфорт, чтобы не измотать участников. Хотя «комфорт» здесь – понятие, скорее, весьма условное. В полярном походе домом для путешественников станет арктическая палатка, в которой можно топить печь, готовить еду и в случае необходимости просушить одежду. Намечен и примерный распорядок дня: время в пути будет занимать около 10–12 часов (в среднем 115 км в день), на сон и восстановление сил – восемь часов, остальное – на обустройство лагеря и питание. Чтобы быть на связи с цивилизацией, команда берет с собой спутниковые телефоны и средства радиосвязи.
– За нами будет наблюдать наш штаб, который находится в Подмосковье, в случае каких-то непредвиденных ситуаций с ним можно будет связаться, чтобы он оперативно отреагировал, – рассказал Евгений Шаталов. Стоит отметить, что для каждого члена экспедиции определена своя роль – кто-то отвечает за безопасность, кто-то – за технику, а кто-то – за фотографии и операторскую работу, ведь собранные фото- и видеоматериалы лягут в основу документального фильма о том, как техника и люди бросают вызов тысячам километров заснеженной пустоши. «Я еду за общением с людьми» Не экстрим и преодоление арктического климата привлекли команду Шаталова к арктическим берегам, а самобытная культура и люди, живущие на этой суровой земле.
Я еду за общением с людьми
В одном из походов у нас сломалась машина, и мы три дня жили в Волонге – это деревня в Заполярном районе НАО. На улице стоял жуткий мороз в минус сорок, дул сильнейший ветер, а к нам пообщаться приходили местные мужики, для которых такая погода являлось нормой. Это для нас она была экстримом. Общение с такими людьми, получение новых знаний, знакомство с поморским диалектом – это уникально и здорово, именно за этим я и еду, – признался руководитель экспедиции.