В соответствии со ст. 42 Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
1) использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
2) осуществлять мероприятия по охране земель.
Согласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
сохранению почв и их плодородия;
защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
сохранению достигнутого уровня мелиорации;
рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель и т. д.
3) не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Должностные лица Управления в сфере государственного земельного надзора имеют право возбуждать дела об административных правонарушениях, при выявлении следующих нарушений:
неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель;
порча земель;
проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ;
нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений, повреждение мелиоративных систем.
Административная ответственность за такие нарушения предусмотрена ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.7, ч. 2. 8.8, ст. 10.9, ч.1 ст. 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Напоминаем, что с 20 марта 2015 года вступили в силу изменения в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон).
Федеральным законом усилены меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства РФ: повышены размеры административных штрафов, предусмотренных ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
За невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, для граждан установлен административный штраф в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
За три месяца текущего года сотрудниками отдела организации земельного надзора на территории Республики Карелия в рамках государственного земельного надзора выявлено 9 нарушений требований земельного законодательства РФ, составлены протоколы об административных правонарушениях, выдано 7 предписаний об устранении выявленных нарушений.
По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях должностными лицами Управления Россельхознадзора вынесено 24 постановления о назначении административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 135,5 тыс. рублей.
В соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов, об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Повторное в течение года совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Кроме того, должностные лица Управления осуществляют мероприятия по контролю за взысканием наложенных штрафов.
Согласно КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3, ч. 1 ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, а именно – через десять суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, установленного для добровольной оплаты штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а также составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Материалы дела об административном правонарушении также направляются на рассмотрение мировому судье.
Обращаем внимание на то, что ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания» устанавливает ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
За три месяца текущего года выявлено 15 нарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания», составлены протоколы об административных правонарушениях. Материалы дел направлены на рассмотрение мировому судье.
По итогам рассмотрения трех дел об административных правонарушениях мировыми судьями вынесены постановления о назначении административных наказаний: двух штрафов на общую сумму 8 тыс. рублей и одного административного ареста на одни сутки.
Будьте рачительными хозяевами – не допускайте нарушений земельного законодательства.