В 2010 году клубу яхтенных путешествий любитель парусного спорта, друг и ученик Евгения Шкаруба предоставляет лодку «Джульетта», чтобы члены клуба могли совершать маршрутные плавания по самым разным акваториям, как экспедиционные, так и в формате круизов. Именно с этого момента начинается история клуба и кругосветное плавание.
«Джульетта» – это скоростная лодка немецкой постройки, имеет довольно большие габариты – 16 метров в длину и почти пять метров в ширину, мачту высотой с 9-этажный дом – 27 метров.
Яхта прошла уже больше 70 тысяч миль – по расстоянию это сравнимо с тремя классическими кругосветками.
Маршрут кругосветного плавания начался в Средиземном море – первое морское плавание из Хорватии в Турцию. Потом дошли до Англии, спустились на Канары, и затем – первое пересечение Атлантического океана до Карибских островов. За годы путешествий члены клуба трижды пересекли Атлантический океан.
– Тогда мы не отдавали себе отчет, что идем в кругосветное плавание – включали в маршрут места, где хотели побывать, – вспоминает яхтсмен.
За пять лет путешествий по миру экипаж «Джульетты» посетил шестьдесят шесть стран, пять континентов, Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий и Индийский океаны. Завершилось путешествие 17 апреля 2015 года, когда лодки прибыла в турецкий Мармарис, откуда и стартовала кругосветка.
Семеро в лодке
Для парусных путешествий «Джульетта» считается довольно просторной – есть три каюты с санузлами, большая кают-компания, кампус. Со всеми удобствами единовременно на ней может разместиться семь человек.
За пять лет в плавании приняли участие 188 морских практиков – в основном это члены клуба и ученики Евгения, которые присоединялись к нему на разных этапах путешествия в разных точках земного шара. На «Джульетте» была организована этакая передвижная школа на борту – все участники путешествия попутно осваивали управление парусной яхтой.
Вообще, по мнению шкипера, главный фактор формирования крепкого и слаженного коллектива на лодке – это отсутствие туристов. Бывает, возникают сложности с «людьми из Интернета», которые никогда не ходили в море, и их нужно знакомить с атмосферой и работой на судне.
– На «Джульетте», как правило, ходят члены клуба «Морские практики». Костяк клуба возник, когда я был инструктором в парусной школе, у меня были ученики, которые получали шкиперские дипломы на яхте, – рассказал Евгений. – В свое время я понял, чтобы на лодке была правильная атмосфера, нужно, чтобы не было туристов, а все были членами экипажа. У нас все стоят вахты, участвуют в дежурствах.
Сдать квартиру и уехать на яхте
В основном участниками яхтенных путешествий становятся москвичи, потому что это отдых не из дешевых. Обычно они сдают свою квартиру и на эти деньги начинают морские странствия.
Евгению часто задают вопросы: сколько денег нужно, чтобы отправится в такое путешествие?
– Если человек привык много тратить, то он и в кругосветке будет много тратить. Если человек привык экономить, то можно найти варианты подешевле – покупается скромная яхта примерно за 20 тысяч евро, остальной бюджет составляет от тысячи евро и меньше. Есть и те, кто идет совсем без бюджета – они проходят в порт и устраиваются на яхту работать, – рассказал шкипер «Джульетты».
Несмотря на то, что яхта досталось клубу даром, она требует больших ежегодных вложений на ремонт, стоянку и содержание. В год на эти нужды уходит порядка 70 тысяч евро, которые собирают всем клубом.
Бывают и форс-мажорные ситуации, когда лодка попадает в аварию, и средства на ремонт необходимы в кротчайшие сроки. Так случилось во время кругосветки, когда в Тихом океане упала мачта. Тогда члены клуба оперативно на ремонт мачты собрали 100 тысяч евро.
Три революции в морских путешествиях
Всплеск круизного плавания в Европе произошел после Второй мировой войны, когда большое количество яхтсменов стали путешествовать вокруг земли. В среднем оборот вокруг земного шара занимает занимает три-четыре года. Сегодня одновременно в океане путешествует порядка 70 тысяч яхт.
За последние 20–25 лет любительское морское дело претерпело сильные изменения – произошли три крупные революции. Появилась система навигации GPS, которая в яхтном деле заменила штурмана. Второе серьезное изменение, которое облегчило ведение парусного дела, – это прогнозы погоды вперед на неделю. Сейчас мы хорошо представляем, что нас ждет в пути, а значит, за это время можно уйти от шторма или не выходить море. Это не то плавание в слепую, когда мореходы выходили, и у них через день начинался штиль. Третье – это связь. Сейчас в любой точке океана есть спутниковая связь.
Важность спутникового телефона Евгений оценил, когда в Тихом океане у лодки падала мачта. Нужно было выбирать – либо подать сигнал SOS, и тогда бы большой пароход снял экипаж и оставил лодку в открытом океане, либо позвонить по спутниковому телефону коллегам, которые бы доставили на лодку топливо, которого не хватало, чтобы добраться до ближайшего острова. Конечно, шкипер выбрал второй вариант.
Путешествие вместе с домом
Евгений Шкаруба в России проводит только два месяца в год – это время необходимо для того, чтобы сделать визы.
– Путешествие на яхте – это путешествие улитки. Раньше до Белого моря я много ходил в лес, и когда ночью лежишь один в тайге под сосной, то как-то неуютно. А на яхте, если вокруг шторм и волны, то спускаешься внутрь лодки и ощущаешь себя дома – здесь «Семнадцать мгновений весны», и борщ варится, диванчики, тишина и уют.
Яхта стала даже не вторым, а основным домом. Сам Евгений родом из Новосибирска, потом переехал в Москву, но жил там очень мало. Намного ближе путешественнику Север, в частности, Архангельская область, ведь до того как основательно заняться яхтенным делом, Евгений жил и работал кузнецом-реставратором на Соловках.
В клубе «Морские практики» есть еще одно плавсредство – парусно-моторная шлюпка «Морошка», на которой члены клуба ходят в навигации по Белому морю и северным рекам. Шлюпка небольшая, вмешает до четырех человек, простая, без удобств.
На летний период этого года было запланировано пройти на «Морошке» три маршрута. Весенний маршрут по Пинежскому волоку уже успешно пройдет. Сейчас шлюпка идет из Мезени вдоль Абрамцевского берега в Горло Белого моря, проходит Горло и возвращается в Архангельск.
Третий маршрут – на Соловки: из Архангельска вдоль Летнего берега в Онежский залив и на Соловки. Затем двухнедельное плавание с Соловков по Онежскому заливу обратно в Архангельск.