МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

Природоохранный прокурор: «Для нас каждый год – Год экологии»

В преддверии Года экологии межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Некрасов рассказал о деятельности специализированной прокуратуры, которая занимается охраной природы Архангельской области

Архангельская межрайонная природоохранная прокуратура в регионе существует уже более шести лет – приказом Генпрокурора России она была образована 10 сентября 2010 года. Природоохранные прокуратуры – это специализированные прокуратуры, которые занимаются вопросами соблюдения законов по охране природы и окружающей среды. Экологическое  право – это сложная отрасль права, имеющая свою специфику, фактически ни одну проверку не провести без привлечения специалистов органов контроля, а зачастую необходимо сделать экспертизу, замеры или провести исследование.

Прокурора Некрасов Д.С.

Компетенция природоохранной прокуратуры распространяется в полном объеме только на четыре муниципальных образования региона: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и Приморский район. Штат Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры малочисленный, в него входят: прокурор, заместитель прокурора, старший помощник и еще два помощника прокурора. Охватить всю огромную территорию региона имеющимся составом просто физически невозможно, однако работа по вопросам соблюдения природоохранного законодательства ведется во взаимодействии со всеми районными и городскими прокурорами.

Кроме того, Архангельская межрайонная природоохранная прокуратура единственная в области прокуратура межрайонного уровня, которая надзирает за исполнением законов не только органами власти и местного самоуправления в городах и районах, но и региональными подразделениями федеральных контролирующих органов (Управления Росприроднадзора и Россельхознадзора), а также органами власти Архангельской области (министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, министерство агропромышленного комплекса и торговли, агентство по развитию Соловецкого архипелага).   

Среди поднадзорных учреждений находятся семь особо охраняемых природных территорий федерального значения: Кенозерский и Водлозерский национальные парки, ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье», ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика», государственный природный заказник «Земля Франца-Иосифа», Пинежский и Сийский  государственные природные заповедники.

Вопросам экологии – пристальное внимание

– Дмитрий Сергеевич, указом президента Российской Федерации 2017 год объявлен Годом экологии. Планируется ли Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведение каких-то особых мероприятий?

– А для нас каждый год – Год экологии, поэтому специальных особых мероприятий не планируется, как мы работали ежегодно, так мы и будем продолжать работать. Конечно, в обществе и государстве внимания к проблемам экологии будет, наверное, в этом году больше. Мы со своей стороны и в рамках компетенции поддержим любые начинания, направленные на улучшение состояния законности в сфере охраны окружающей среды.

– Мероприятия просветительского характера для студентов и школьников, которые проводила природоохранная прокуратура, будут продолжены?

– Они проводятся на постоянной основе. Одним из важных направлений деятельности прокуратуры является правовое просвещение. Мы работам не только по уже состоявшимся нарушениям, но и занимаемся профилактикой правонарушений. Сейчас проблемам экологии уделяют больше внимания, когда учился в школе такого интереса, как сейчас, у школьников и студентов не было.

«Мы здесь не фиалки выращиваем»

– На ваш взгляд, что является главной угрозой для экологии Поморья?

– Однозначно на этот вопрос не ответить. Всё, что связано с экологией, всё важно – если будет чистый воздух, но грязная вода, то будет  дисбаланс и в итоге экологическая ситуация все равно будет неблагоприятной. У нас в регионе не развита промышленность, которая является сильным загрязнителем, например, нет металлургических заводов. В основном это лесоперерабатывающие предприятия. 

  В сфере природоохранных мероприятий существенно меняется законодательство. У нас в регионе на базе Архангельского ЦБК проходила деловая игра, с помощью которой можно проверить сможет ли комбинат получить комплексное экологическое разрешение. В ходе игры мне понравилась одна фраза: «В городе Новодвинске запах есть, но ведь мы здесь не фиалки выращиваем». Естественно  загрязнение есть, но нужно отдать должное тому, какие серьезные меры принимаются к модернизации производств и минимизации неблагоприятных последствий.

  Я бы не сказал, что в Архангельской области плохая экология, потому что для нас не свойственно большое количество предприятий, но проблемы есть. Например, растет количество автотранспорта – это серьезный загрязнитель. Если посмотреть официальные данные мониторинга качества окружающего атмосферного воздуха, который проводит гидрометеослужба,  фиксируются серьезные превышения загрязняющих веществ, а именно – бензопирена, который является продуктом отработки автомобильных газов. Но мы все понимаем, что количество машин не уменьшить и это проблему нужно решать путем увеличения «зеленых» зон в городе. Машин будет становиться только больше.

– Либо пустить по городу хороший общественный транспорт, которым бы горожане хотели пользоваться…

– В том числе,  электрический. Это серьезная проблема. Постоянно фиксируются факты превышения содержания в воздухе этого вещества.

– Какие меры необходимо предпринимать предприятиям, чтобы уменьшить загрязнение воздуха?

– Закупать современное оборудование, которое помогает свести негативные последствия до минимума.

В этом году был случай с «Архангельским фанерным заводом». Вроде бы не сказать, что предприятие является злостным нарушителем в сфере экологии, но оказалось, что у него отсутствовали разрешительные документы на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Прокуратурой в мае 2016 года было внесено представление, материалы были направлены в управление Росприроднадзора по Архангельской области, решением Ломоносовского суда работа котла, который работал без документов, была приостановлена на 90 суток. После этого все нарушения были устранены.

Если добровольно не работают, значит, заставляем путем принятия мер реагирования.

Год без ЧП

– Подводя итоги 2016 года, можно сказать, что для окружающей среды области он был удачным?

– Никаких серьезных и опасных происшествий не произошло. Если вспомнить 2015 год, то там был сброс загрязняющих химических веществ через очистные сооружения Соломбальского ЦБК, тем самым был причинен огромный экологический ущерб. Виновное лицо осуждено за совершение уголовно наказуемого деяния. По сравнению с 2015 годов сократилась площадь лесных пожаров, хотя погода была пожароопасной. Это значит, что к сезону хорошо подготовились.  В 2016 году серьезных ЧП не было. 

– Могли бы выделить какое-то громкое дело 2016-го года?

– В 2016 году большое внимание уделялось вопросам добычи общераспространенных полезных ископаемых, другими словами – песка. В пригороде Архангельска постоянно копают, а мы проводим проверки. По результатам одной из таких проверок мы установили, что предприятие не имело лицензии на добычу песка, но, тем не менее, вело масштабную деятельность.

Предпринимателем была придумана версия, согласно которой данный песок вовсе не природный ресурс, а он был завезен сюда несколько лет назад и временно хранился. Когда я лично выезжал на место происшествия, то ощущение было, что оказался в пустыне Египта, потому что участок был огромный. По результатам проверки прокуратурой было возбуждено уголовное дело, и, в конце концов, виновное лицо призналось в совершении преступления. Добыча песка велась незаконно, после чего он был продан органам местного самоуправления – мэрии Архангельска на отсыпку кладбища. Доход от деятельности составил свыше 28 миллионов рублей.

  Или другое дело, когда гражданин произвел отстрел трех лосей в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – это преступление, на этих территориях даже с документами нельзя производить отстрел. В итоге ущерб был оценен в 960 тысяч рублей, который после суда был возмещен единовременно. 

– Сколько всего обращений и жалоб от граждан в 2016 году поступило в природоохранную прокуратуру? По каким вопросам?

– На данный момент поступило 143 обращения. Спектр вопросов самый широкий: загрязнение водных объектов, отходы производства и потребления. Около трети всех общений было перенаправлено по подведомственности в органы, в чьи компетенции входит рассмотрение данных вопросов.

– Количество обращений уменьшилось или увеличилось?

– Увеличивается, поскольку мы постоянно размещаем информацию на сайте прокуратуры и в средствах массовой информации. Также в прокуратуре работает «горячая линия», очень часто люди обращаются именно серьез нее.

Многострадальное «Онежское Поморье»

– Национальный парк «Онежское Поморье» должен войти в состав национального парка «Кенозерский», а как решился вопрос получения разрешений и установки платы за посещение территории парка?

– Действительно, сегодня проводится реорганизация – «Онежское Поморье» войдет в состав Кенозерского национального пара и вместо двух нацпарков у нас будет один.

«Онежское Поморье» в нашей области единственный парк, который не имеет утвержденных границ. Администрация парка полагала, что проект границ, который находится у них в работе – это и есть сами границы. Но эта информация не была опубликована в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий. Все это вызвало обоснованные обращения граждан, которые были недовольны таким положением вещей.

Прокуратурой в судебном порядке было оспорено несколько правовых актов, но Приморский районный суд вначале отказал в удовлетворении требований. Мы с решением не согласились, и в апелляционной инстанции суд полностью удовлетворил иск природоохранного прокурора и признал положение о порядке выдачи разрешений на посещение парка незаконным, так как нет установленных границ. На тот момент не было не только границ на местности, дак еще и земли не были переведены в категорию особо охраняемых природных территорий. Они считались лесами, а в Лесном кодексе указано, что граждане имеют право бесплатно беспрепятственно посещать леса.

  В настоящий момент работа серьезно продвинулась, правительством эти земли переведены в категорию ООПТ. Теперь осталось приказом Минприроды России определить границы парка на местности. Сегодня в судебном порядке признали, что выдача разрешений на посещение парка незаконна, парк их выдавал преждевременно. Однако на троих граждан успели наложить административные штрафы, позже они были опротестованы в суде и все отменены.

– Также был спорный вопрос по категориям граждан, которые имели бесплатное разрешение на посещение парка, в частности, касаемые членов семьи сотрудников парка.

–   У нас был довод, что есть закон «О противодействии коррупции», и мы расценивали, что данный документ создает предпосылки для коррупционной составляющей. Мы были не согласны с установлением такой льготы. Сотрудники парка расценивали это как ведомственную льготу. Суд же указал, что все документы сами по себе незаконны, так как нет границ, дальше суд  даже не вдавался в тонкости.

  Но вообще многие внутренние документы парка противоречили друг другу. В одном приказе право бесплатного посещения было представлено ветеранов всех категорий, а в другом приказе этот перечень был сужен, и там уже не было ветеранов военной службы и ветеранов труда. В соответствии с одним приказом бесплатно посещать парк могли дети до 12 лет, во втором – уже до 14 лет. В одном  приказе указано, что пребывание на территории парка бесплатно для проживающих на его территории  и тех, кто живет в населенных пунктах у его границ, а в другом – только тем, кто зарегистрирован там  по месту жительства. Еще в одном документе скидка 50 процентов предоставлялась семьям с тремя детьми до 16 лет, а другом – детьми до 18 лет. В документах было много внутренних несогласованностей.

  Если это пропускной режим и взимается плата по посещение, то документы должны быть приведены в соответствие, они должны быть выверены, чтобы не возникало возможности их двоякого прочтения при применении на практике.

Сдвинуться с мертвой точки

– Природоохранная прокуратура занимается надзором за сохранностью уникальных памятников природы. Много ли таких памятников на территории региона?

– На территории области 67 памятников природы, на часть из них не было оформлена документация – не было ни границ, ни охранных обязательств, ни паспортов.

По четырем памятникам природы в течение 2017 года документы должны быть приведены в порядок по иску природоохранного прокурора к министерству природных ресурсов области. Иногда органы власти выказывают недовольство, что прокуроры требуют провести паспортизацию или лесоустройство, а в бюджете денег нет, часто указывая, что требования не могут быть выполнены в короткие сроки из-за отсутствия финансирования.

Но если составить план по всем 67 памятникам, то будет видно, что в 2017 году успеем сделать столько-то памятников, в 2018 году еще столько-то – сразу будет видна работа. Если такой план будет выполняться, то и в суд прокурор обращаться не будет, так как обязывать в судебном порядке к тому, что и так выполняется, никто не стремится.

– Вопрос несанкционированных свалок является актуальным для региона. Стало ли их меньше за время существования природоохранной прокуратуры и где еще предстоит работа?

– Если под «несанкционированной свалкой» понимать оставленный дачниками или туристами мусор в лесу – меньше их не стало, наверное, это нескончаемый процесс, когда одни мусорят, а другие – убирают. Такими вопросами тоже занимались, и вносили представление в садово-огородное товарищество, не организовавшее сбор мусора. После этого жалобы от населения прекратились.

А вот если «несанкционированной свалкой» называть полигоны, на которые вывозятся отходы из целых городов и районов и которые не соответствуют требованиям закона – о них собрана вся информация. Если еще несколько лет назад только местные жители знали, что где-то есть несанкционированная свалка, то сейчас ситуация изменилась, потому что идет серьезнейшая реформа в масштабах страны, разрабатывается территориальная схема. Считаю, что это реформа очень правильная. Первоначально обязанность по организации вывоза отходов возлагалась на муниципальные образования самого низового звена – городские и сельские поселения.

Сейчас захоронение отходов и вывоз на свалки мусора допустимы только в случае, если их невозможно отправить на вторичную переработку. Это правильный принцип – сначала на мусороперерабатывающий комбинат, а затем на полигон. Понятно, что каждому поселению у себя на территории перерабатывающий завод не построить. Закон поднял этот вопрос на уровень районов, но и муниципальные районы с той проблемой не справились бы, потому что у них нет возможностей. Проблему нужно решать на уровне региона и наконец-то соответствующие изменения были внесены в законодательство.

  Еще в первом полугодии 2016 года министерством природных ресурсов и ЛПК был заключен контракт на разработку территориальной схемы обращения с отходами. Если этот документ будет работать, то проблема с мертвой точки сдвинется.

Справка МК:

Некрасов Дмитрий Сергеевич родился в Онеге в 1983 году. После окончания Поморского государственного университета в 2005 году, начал трудовую деятельность юрисконсультом отделения Сбербанка России в Онежском районе, работал начальником правового отдела администрации города. С 2006 года работал следователем, помощником, старшим помощником прокурора Онежской межрайонной прокураторы. С 2012 года работал заместителем прокурора города Архангельска. С июля 2015 года приказом Генерального прокурора России был назначен Архангельским межрайонным природоохранным  прокурором.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах