С первого фестиваля минуло уже тринадцать лет. Кого только не было в рамках «Европейской весны» на подмостках Архангельска. Однако такого, как обещают в этом году, чего-то не припомнится: музыка, театр, лучшая в мире клоунада и даже инженерная опера-танго. Итак, уже с 22 марта по 19 апреля мы увидим:
22 марта в 19.00 в здании бывшего Дома офицеров – питерский «Театро ди Капуа» со спектаклем «Мария де Буэнос Айрес», кстати, номинанта «Золотой маски».
Инженерная опера-танго – так определяют жанр спектакля его постановщики. Что это? Сказать сложно, ибо с таким сталкиваться пока не приходилось. В двух словах, это спектакль-запах, спектакль-танец вещей.
Запах танго, кофе, Мар дель Плата, чеснок, карамель, глицин, выпечка, жасмин, черный перец, три семерки, красный перец, сигары, воскресное утро, макароны в доме у тещи, и виски…
Кричащая тишина театра АХЕ. Вибрирующая лирика Астора Пьяццоллы.
Жанр постановки – оперита – вокально-танцевальне действо, родившееся на богатой фантазиями аргентинской почве. Музыка Астора Пьяццоллы и либретто Орасио Феррера, аргентинского поэта-авангардиста, создали образы, которые ломают традиционные представления о танго как об эстрадном танце с целым рядом клише. В них и ритуальные танцы афроамериканцев, и мелодика итальянских эмигрантов, жгучие ритмы Бразилии и чувственность испанцев. Словом, всех тех, кто живет в столице танго – в Буэнос-Айресе.
О жизни полусвятой-полублудницы, которая является символом этого горда, вспоминает влюбленный в нее Эль Дуэнде. В опере шестнадцать танцевальных и певческих номеров, повествующих историю главной героини Марии как танго – героини, умершей в расцвете лет и воскресшей как святой. Большой город и суета столичной жизни. Мария - танго родилась на асфальте, была похоронена в гуще эспрессо. Но воскресшая в пьяном чаду поэта, Мария становится родительницей своего спасителя, и сама становится спасительницей для города, погрязшего в чопорных традициях и лени.
А вот уже 23 марта в 19.00 в клубе «Колесо» отожгет по-полной гость из Франции Седрик Булар, выступающий под творческим псевдонимом Boule.
Он блестяще окончил курс джазовой и рок-музыки в Музыкальном творческом центре в столице Лотарингии – Нанси. Выступал на самых престижных концертных площадках, предваряя концерты своего старшего коллеги – Sansévérino. Параллельно писал музыку и саунд-треки к театральным спектаклям. И это не случайно. Пожалуй, Буль из тех, кого французы называют «bête de scène», и кто вносит театральную игру во все, за что берется. Поэт и композитор, виртуозный гитарист и специалист по традиционной музыке разных стран, Буль и сам создает на подмостках яркие театрализованные спектакли. Ему нравится атмосфера Парижа начала XX века и детские страшилки про злодеев и красавиц. Его любимый герой – неуловимый Фантомас. Один из спектаклей Буля так и называется – «Внук Фантомаса», а созданный им для сопровождения киносеансов музыкальный коллектив носит имя «Друзья ФантомУса» (именно так, «ФантомУС», а не «Фантомас», первоначально назвали своего героя парижские беллетристы Пьер Сувестр и Марсель Ален).
Буль весело и иронично играет литературными персонажами, масками и музыкальными аккордами.
Лучшей даты для выступления, чем 1 апреля, для следующих участников «Европейской весны», наверное, и не придумать – легендарные питерцы «Н.О.М.».
И кто не знает их, пожалуй, не знает ничего.
«Давным-давно таинственные силы собрали атомы в единый организм...» – так в далеком 1987 году началась история «Неформального объединения молодежи» – группы ленинградских студентов и молодых инженеров, испытывавших непреодолимое желание творить и самовыражаться на подмостках в то прекрасное и неоднозначное время, пронизанное ветром перемен... Прошло 30 лет, точнее «незаметно пролетела небольшая часть столетий, и на сказочной планете воцарился Здравый Смысл», и вот уже заматеревшие бывшие студенты готовятся к юбилею. Им есть что вспомнить, есть чем гордиться и что продемонстрировать взыскательной публике. Запущенный 30 лет назад нескончаемый карнавал безумных персонажей, причудливых животных и фантасмагорических образов продолжает свое победное шествие! Пятнадцатый студийный альбом группы НОМ «Оттепель» назван известным музыкальным критиком Троицким самой значимой российской пластинкой 2016 года, а концертные выступления коллектива давно принесли ему славу лучшей живой рок-группы России.
Безумие начнется в самый смешной день года в семь вечера на сцене «Колеса». Ох, хватило бы места!
12 апреля в 19.00 на сцене Театра драмы Мастерская Дмитрия Брусникина (Школа – студия МХАТ, Москва) представит «Конармию».
Спектакль Максима Диденко на музыку Ивана Кушнира строится на квадрате-фундаменте, на четырех потоках. Это музыкальная и ритуальная еврейская культура, культура военных маршей, украинская народная музыка и песни, католическая хоральная музыка.
Спектакль создан по мотивам рассказов Исаака Бабеля, объединенных темой Гражданской войны. Красная стихия, 1-я Конная армия под командованием Семена Будённого движется по украино-польской земле, чтобы захватить Варшаву.
В чем природа революции и войны? Привычный мир подвергается деструкции, и все, на что опирались поколения, обесценивается. Все, что казалось незыблемым, рушится под воздействием народного бунта.
Мастерская Дмитрия Брусникина – новый московский театр, выросший из курса в Школе-студии МХАТ. Со второго года обучения студенты играли спектакли на ведущих площадках Москвы – в театре «Практика», Театре.doc, Боярских палатах СТД.
Эх, давно не виделись, давно так не смеялись – театр «Семьянюки» из Питера со спектаклем «Семьянюки-Express» заставят хохотать самого серьезного зрителя 19 апреля в 19.00 на сцене Драмтеатра.
Премьера спектакля «Семьянюки-Express» состоялась 28 мая 2015 года в в парижском Théâtre du Rond-Point и была отмечена французской публикой как долгожданное событие после триумфального тура длинной в 10 лет с предыдущим спектаклем, который и дал впоследствии название театру «SEMIANYKI». Артисты исколесили полмира: из Макао в Монреаль через Таити; США, Мексика, Бразилия, им рукоплескала вся Европа! Возможно, это турне и послужило вдохновением для нового спектакля, действие которого разворачивается в поезде. Известный петербургский театральный режиссер Яна Тумина помогла артистам театра воплотить эту идею в жизнь.
Поэзия, любовь, атмосфера 30-х годов – все это можно прочувствовать, став пассажиром бурлескного поезда, в котором ничто не идет как надо. Он словно вынырнул из эпохи, когда железная дорога заставляла нас мечтать и пускаться в авантюры.
Потерять связь с реальностью не трудно, наблюдая за чудачествами шестерых клоунов и их персонажей. Эксцентричный шеф-повар, обольстительный бармен, абсурдный начальник поезда, влюбленный пилот и наряду с ними неуклюжие официантки, дивы, застенчивые фигуристки, соблазнительная танцовщица фламенко и даже… Золушка!
Здесь ускоряется и приостанавливается время встреч, смены пейзажей, эфемерной любви, мимолетных причуд и красиво-абсурдных полетов, где тайное соприкасается с бесконечным.
Приятное путешествие ждет каждого, кто захочет целиком погрузиться в по-настоящему чокнутый мир Семьянюков. Спешите занять свои места, мы отправляемся!