– Светлана Анатольевна, участились ли обращения обеспокоенных родителей, чьи дети проявляют интерес к группам подобного рода?
– В последнее время, действительно, участились случаи обращений. Данная тема широко обсуждается в СМИ, что не оставляет внимания родителя, в особенности имеющего ребенка подросткового возраста. И те родители, которые ранее на это внимания не обращали, первым делом идут в комнату к подростку и спрашивают, состоит ли их ребенок в таких группах, начинают шерстить социальные сети, выдергивать шнуры, отключать интернет и так далее. Но причина-то не в вовлечении детей в такие группы, а более фундаментальная – в семье. Семья это всегда основа. Почему вместо разговора с родителями о том, что его беспокоит, ребенок идет куда-то вовне и ищет поддержку там. Вместо того чтобы поговорить с ребенком, родитель зачастую утверждает свое «Я».
– Родители, которые обращаются за помощью к специалисту, уверены, что их ребенок в опасности?
– По-разному бывает – кто-то заметил на странице ребенка в социальной сети что-то подозрительное, кто-то приходит уже с результатами аутоагрессивного поведения у ребенка.
– Подросток, склонный к суициду, и подросток, играющий в игры со смертью – это разные вещи?
– Несомненно, существует оценка суицидального риска. Критерии, которого конкретны и ясны, если в семье есть опыт суицида кого-то из родственников или близких людей, если у ребенка есть план и доступность средства – это считается высоким риском совершения суицида, и это требует особого внимания взрослых. Люди в принципе поддаются влиянию. Какому влиянию подвергся ваш ребенок – узнайте у него.
Факт того, что ребенок состоит в группе, не значит, что он совершит самоубийство. Ребенок может проявлять интерес к таким группам, как к игре или моде среди сверстников. Подросткам свойственно вести себя на уровне риска, испытывать себя, и здесь задача родителя – это желание ребенка повернуть в русло спорта, учебы, положительных результатов.
– Какие причины вступления подростков в различные деструктивные группы? Это только отсутствие доверительных отношений в семье или есть другие причины?
– В силу особенностей возраста подростку важно быть принадлежностью какой-то группы, но никакая группа, никакая сила или слова ровесника не заставят ребенка «выйти в окно». Для этого должна быть серьезная причина. Ни один самоубийца не хочет умирать, жизнь всегда превалирует, но суицид взрослого отличается от суицида подроста тем, что подросток действует импульсивно, и это самое опасное.
Сейчас муссируется вопрос ночного сидения в интернете, но, товарищи взрослые, кто платит за интернет, кто его контролирует? Родители знают, что у ребенка стоит будильник на четыре утра, а вы спросили его, зачем ему вставать в четыре утра, когда в школу только в восемь? Иногда бывает, что сами родители будят ребенка, потому что он попросил. О чем вы думаете?
– Такое поведение родителей – это невнимательность или низкая информированность об опасных группах? Может, действительно, нужно больше о них рассказывать родителям?
– Сейчас на эту тему много разговаривают, но в ответ мы можем получить разную реакцию, потому что все родители разные. Кто-то станет разговаривать с ребенком, а кто-то применит авторитарные методы, которые заставят ребенка еще лучше маскировать свое поведение.
Во многих семьях нет доверительных отношений, нет диалога между родителем и ребенком, родитель не проявляет позитивного интереса к деятельности своего чада, к его чувствам, к его жизни. Когда общение сводится только к учебе – сделал уроки, какие оценки, что происходит в школе? Родители редко разговаривают на отвлеченные темы.
Ребенок должен понимать, что в семье его примут таким, какой он есть. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки. Сложившуюся ситуацию можно вместе разобрать, узнать причину плохого поступка, поискать пути выхода. У детей мало жизненного опыта, чтобы они сами могли принимать решения.
Сейчас модно общаться в социальных сетях. Интернет стал частью нашей жизни, мы уже не можем представить свою жизнь без интернета. Но подключая интернет и регистрируя своего ребенка в социальной сети, родитель обязан создавать безопасное пространство, которое оградит ребенка от нежелательных сайтов. Создать план безопасности, которым ребенок может воспользоваться. Как много родителей проговорили с ребенком о том, в чем опасность интернета? Как себя вести, если с тобой связались какие-то непонятные люди? Нужно объяснить ребенку, что если он чего-то не понимает или боится, то всегда может обратиться к взрослым, потому что вместе всегда можно справиться лучше.
Дом – это единственное безопасное место, где мы можем быть сами собой, где мы отдыхаем, накапливаем энергию, можем показывать свое плохое или хорошее настроение.
«Ты такой же, как мы…»
– Что привлекает детей, у которых есть проблемы в семье, в «группах смерти»?
– Там подростка принимают любым, его не осуждают, не критикуют, ему говорят: «Ты такой же, как мы…» Это же игра, и за старания в ней поощряют. Много ли у нас родителей, которые поощряют детей за успехи и старания?
В таких группах используется манипуляция – за выполнение заданий хвалят немедленно. Если ребенок что-то сделал, то его надо немедленно хвалить, в течение пяти минут, а не откладывать на потом.
– Но есть и карательные миры…
– Здесь снова напрашивается вопрос: научили ли вы своего ребенка безопасности и умению говорить вовремя «нет»? Говорили ли вы о плохих и хороших секретах? Многие родители на консультациях говорят: «Это и так всем известно», но это понятно только взрослым в силу жизненного опыта. Главная задача воспитания – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Умение говорить «нет» формируется в семье с умения и возможности отказать родителям: «Я не буду кашу» – «Быстро съел, я сказала!» …и позиция ребенка сломана.
– Как меняется поведение ребенка, если он «в игре»? Какие есть признаки или симптомы, на которые родителям стоит обратить внимание?
– Каждый родитель способен определить по внешним признакам, что происходит с ребенком. Был ребенок активный и общительный, но вдруг стали тихий или, наоборот, был замкнут, стал весельчаком. Если ребенок стал рассеянным, снизилась успеваемость, просыпается по ночам, нет аппетита или, наоборот, много ест, «кусочничает» – это сигнал обратить свое родительское внимание, что-то не так, что-то изменило жизнь ребенка.
Умрем понарошку…
– В подростковом возрасте есть осознание реальности смерти?
– В основном у детей до 12 лет это игра в «умрем понарошку». В возрасте 13–15 лет появляется осознание смерти, ребенок действует с определенным посылом: «Я умру, и вы все пожалеете». В 16–18 лет подростки начинают понимать безвозвратность смерти.
Многие родители боятся разговаривать на тему смерти с детьми, но если сам ребенок затрагивает ее, то я рекомендую ее обсудить. Нужно узнать у ребенка причину, что его привлекло в теме смерти, что он вообще вкладывает в понятие смерти. Смысл, который вкладывает в понятие смерти ребенок и взрослый – две большие разницы. Но специально вызывать к этой теме интерес у детей не следует.
– На каком этапе стоит обращаться к специалисту?
– Если вы хотите поговорить с ребенком, но не знаете, как начать диалог, испытываете дискомфорт, то можно даже на этом этапе прибегнуть к помощи специалиста. Не нужно ждать кризиса. Часто родители приходят на консультации, чтобы утвердиться в правильности своих действий.
Запретительные меры не работают
– Стоит ли запрещать пользоваться интернетом или смартфоном ребенку, если родитель заподозрил что-то неладное?
– Совсем лишить ребенка пользоваться интернетом в принципе невозможно, он изыщет ресурсы – пойдет к другу, заведет фэйковую страницу, и вы даже не будете знать о ее существовании. В этом главная опасность, когда мы не владеем информацией о своем ребенке.
В семье должны существовать доверительные правила, например, ночью мы все спим. И родитель тоже! Очень важно показывать свой пример, родительский пример – это один из основных инструментов воспитания.
– Может ли интерес к различным опасным играм быть подростковым протестом родителям, несмотря на то что в семье выстраивались доверительные отношения?
– Если изначально с ребенком были выстроены доверительные отношения, то они такими и останутся. Конечно, прибавляются особенности подросткового возраста. Например, если у дошкольника или младшего школьника родитель в авторитете, то в период подросткового возраста родителю нужно будет менять инструментарий взаимодействия. Здесь не будут работать надавливание и родительский авторитет с указаниями, нужно учиться договариваться, быть гибким родителем. Если ребенок видит, что его мнение и потребности учитываются, то ему и незачем протестовать.
Также у подростка не должно быть принципа «пустого мешка», у него должны быть интересы, секции, кружки, обязательно должны быть планы на будущее, пусть даже это выглядит несбыточной мечтой, но они должны быть. Жизненные ориентиры, маленькие и большие цели. Свободное время в жизни подростка должно быть всегда занято, если он отказывается от посещения одной секции, то нужно его завлечь другой деятельностью, спросить у самого подростка, чем бы он хотел вместо этого заниматься.
– Как вы считаете, стоит ли прибегать к замещению опасных игр в социальных сетях на безопасные, в которых ребенок также должен будет выполнять какие-то задания, но в которых нет призыва к насилию?
– Что плохого в том, что родитель вместе с ребенком будет проходить различные квесты, но не в компьютере, а вживую?
– Если все проблемы кроются в семье, то можно говорить о кризисе семейных отношений в принципе?
– Сейчас мы живем в непростое время. Повсюду идут сокращения, и наш город не исключение. В большинстве родители обеспокоены материальной стороной, как прокормить семью, как заработать, чтобы было не хуже, чем у других.
Сейчас в школах сложные программы, что не каждый родитель может разобраться и пояснить что-либо по теме заданного. Приходится нанимать репетитора, а это снова деньги… Родители находятся в большом стрессе, даже простой разговор на 10-15 минут с ребенком сводится к формальным вопросам – что было в школе, ты поел, уроки сделал? Получается такой контроль без контроля. Не нужно забывать, что самое важное – это семья. Если в семье любят, принимают и доверяют, то никакие группы не свернут ребенка с истинного пути.
У каждого ребенка должен быть «незримый тыл» – дома меня всегда примут… любым.
Справка «МК»:
За помощью родители могут обратиться:
Всероссийский телефон доверия: 8-800-2000-122.
МБУ Центр «ЛЕДА» в Архангельске по адресу: набережная Северной Двины, 84, телефон регистратуры: 8 (8182) 28-64-75.
Сайты: «Я родитель» (www.ya-roditel.ru), «Помощьрядом.рф» (pomoschryadom.ru), «Игра и дети» (www.i-deti.ru).