МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

Гастроли: опера без компромиссов

В ноябре Архангельск ждут гастроли камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». А ведь настоящей оперы наши люди не слышали с советских времен.

Оперные сезоны, которые пройдут в архангельском драмтеатре, станут для северян подарком к 80-летию области, а также знаковым событием, предваряющим 85-й сезон в «архдраме». А «Санктъ-Петербургъ Опере» в этом году исполняется 30 лет.

Третьего апреля в Архангельск, чтобы проверить технические возможности драмтеатра, приехали художественный руководитель «Санктъ-Петербургъ Оперы», народный артист РФ Юрий Александров и директор музыкального театра Евгений Малыгин. Встретил их директор драмтеатра Сергей Самодов. Гости отметили, что театр в хорошей форме, а затем провели пресс-конференцию для журналистов.

Культурный десант

Как рассказал на ней Самодов, с Юрием Александровым он познакомился, еще работая во Владивостоке.

– Мы стараемся дать архангельскому зрителю возможность познакомиться с различными театрами страны, – отметил директор драмтеатра. – У нас уже был «Сатирикон», в мае Юрий Башмет приедет. С 21 по 23 ноября мы решили провести оперный фестиваль. Последний раз в Архангельске опера шла в советские годы, а после наш город был ею просто обделен.

По словам Самодова, опера приедет в Архангельск не в усечённом формате – «бескомпромиссно».

Народный артист Юрий Александров с большим предвкушением говорил о грядущих гастролях.

– Мы очень любим ездить, – сказал худрук музыкального театра. – Мы выступали на Ямале, где даже, по-моему, медведи-то редкость большая, не то что оперные артисты. У нас были удивительные гастроли в Калифорнии: мы стали первым коллективом, который посетил США после 11 сентября.

Также одно из постоянных гастрольных направлений для театра в последние годы – бывшие союзные страны. Коллектив театра недавно вернулся из Латвии, а впереди тур в Эстонию. Кроме того, своё 30-летие труппа будет отмечать в Сербии.

– Ну а здесь мы попадём к публике, которая давно не сталкивалась с нашим особым – очень красивым, но сложным, – искусством, – отметил Юрий Александров. – Примечательно, что мы сразу после Путина здесь: он провёл полярный десант, а мы – культурный.

Забраться в душу

По словам директора музыкального театра Евгения Малыгина, у «Санктъ-Петербургъ Оперы» есть опыт гастролей в тех городах, где оперы никогда не было.

– Например, в Хабаровский край, – сказал Малыгин. – Наш первый визит туда произвёл своего рода культурный взрыв в культурном сообществе города, и с тех пор мы уже почти пять лет туда ездим.

Говоря об опере для тех, кто был ее лишен, Юрий Александров вспомнил свои первые гастроли на Ямале.

– На Ямал мы летели на вертолёте, который должен был упасть раз пять, – поделился историей мэтр. – Его так колбасило, мои артисты синие сидели! А мне говорят: «Это лучший вертолёт, мы на нём детей в школу возим». Прилетели, играем весёлую оперетту. А в зале сидят только женщины, потому что мужчины либо на вахте, либо пьяные. И женщины сидят и рыдают, с каждой минутой – все сильнее. Я не вытерпел и спросил, почему они плачут? А одна встаёт и говорит: «Мы думали, что такого никогда не услышим, что к нам никто никогда не приедет. Мы думали, что никому не нужны». Вы представляете? На такую реакцию я здесь не рассчитываю, но забраться в вашу душу мне очень хочется. И покопошиться там.

Не гастрольные спектакли

«Санктъ-Петербургъ Опера» привезет в Архангельск три своих спектакля в постановке Александрова: 21 ноября – «Севильский цирюльник», «Евгения Онегина» и «Риголетто».

– «Евгений Онегин» – для нас это своего рода оперное Евангелие. Все артисты должны пройти через Онегина, и все зрители должны в какой-то момент соприкоснуться с этим произведением. Мы очень любим этот спектакль, его видело полмира. Два других – это всемирные шлягеры. «Севильский цирюльник» – один из образцов комической оперы, на которой публика должна хохотать от души. Сам Россини был замечательным кулинаром. В конце жизни он даже забросил музыку и стал готовить котлеты, макароны… А его опера – это пиршество звуков, костюмов, смеха. Это великая музыка, для которой нужны великие исполнители. Поэтому, естественно, мы готовим для вас лучших своих ребят. «Риголетто» – это просто мировой шлягер. Мы покажем вам драматический баритон, роскошный тенор, колоратуру, бас... Нам также очень хочется, чтобы публика увидела исторические костюмы по эскизам 16 века.

По словам Александрова, в его театре работают «сливки театрального общества», причём – молодые. Именно они и приедут в Архангельск, а не какой-нибудь второй состав. И вообще, так во всём – без компромиссов. Поэтому театр везёт в наш город аж три спектакля высшей категории сложности.

– Это не гастрольные спектакли, – пояснил Юрий Александров. – Их надо играть на стационаре, в спокойных условиях. В гастрольной афише может быть только один такой спектакль. Но мы приезжаем в полном составе: привозим солистов, хор, симфонический оркестр, постановочную часть, свет, грим – он очень сложный.

А это без малого 110 человек. Причём, по опыту худрука театра, для оперы это ещё не предел.

– Нормальный театр средней руки выезжает на гастроли с такими спектаклями с группой в 200 человек, а Мариинский – в 300 человек, – сказал Александров. – Это очень компактный состав, но мы и не допускаем никаких сокращений. Вы услышите оперу в полном объёме, так как она написана композитором. Никаких купюр – это наш принцип.

Но, конечно, зрителям необходимо учесть, что «Цирюльник» и «Риголетто» поются по-итальянски.

– Всю музыку поём на языке оригинала, это закон, – предупредил Юрий Александров. – Переводные несчастные оперы, особенно дореволюционные, вызывают ужас. Как в «Сомнамбулах: «Люди есть, они, бывает, спят и делают во сне. И того не замечают, что сомнамбулы оне». Можно ли современного артиста заставить играть на таком тексте?

Некоммерческий проект

Казалось бы, такие грандиозные масштабы требуют грандиозных вложений, и опера должна стать для Архангельска очень дорогим удовольствием. Но это не так, уверили участники пресс-конференции.

По словам Сергея Самодова, эти гастроли стали возможными, в том числе, благодаря соглашению Архангельской области и Санкт-Петербурга о культурном сотрудничестве.

– В первую очередь, речь не идёт о том, чтобы заработать много денег, – сказал директор драмтеатра. – Будет большое количество ценовых поясов. При этом работа с цифрами даёт основание полагать, что проект будет окупаемым. Это только на первый взгляд кажется, что привезти оперу – это что-то сумасшедшее. К тому же «Санктъ-Петербургъ Опера» пошла нам навстречу и предложила достаточно лояльные условия.

Юрий Александров, со всей широтой души лирика, вообще заявил, что гастроли – некоммерческий проект.

– Деньги мы заработаем за границей, а сюда едем, чтобы найти новых друзей, – добавил народный артист. – Нашей труппе это тоже нужно: на гастролях проявляются лучшие качества артистов. Нам нельзя вариться в собственном соку, нужно завоёвывать публику, и очень хорошо, что у вас оперы не было давно. Мы должны взломать эту стену. Я хочу, чтобы наш театр был общедоступным. Когда мы обсуждали эти гастроли, мы договаривались с Женей, что мы не шкуродёры. Когда мы приезжаем в Европу, наши условия гораздо более жёсткие.

Авангард – не в джинсах, а в смыслах

Худрук также рассказал о планах театра на ближайшую перспективу и о своём отношении к авангарду на сцене.

Так, 7 ноября в «Санктъ-Петербургъ Опере» состоится премьера к столетию революции – опера «Октябрь» советского композитора Вано Мурадели.

– Это несправедливо забытое сочинение, которое в своё время шло во всех театрах, а после постановления 1948 года об опере «Великая дружба» было снято со всех сцен. И я считаю, что в год столетия революции наш театр, несмотря на свой какой-то академический флёр и имперское звучание, не может не окунуться в эту серьёзную драму, водоворот событий, произошедших с девочкой, которая гибнет, не получив помощи ни от «красных», ни от «белых», – сказал Юрий Александров.

Режиссера спросили, как он относится к авангарду. Надо сказать, что Александров в 2014 году изобрел жанр оперы-митинга, поставив спектакль «Крым», основанный на партитуре оперы Мариана Коваля «Севастопольцы».

По словам художественного руководителя театра, авангард должен быть в идеях и смыслах, а не в одной только форме.

– Авангард – не в джинсах, не в тряпках, не в секонд-хенде, – заявил Александров. – Ставить авангардный спектакль с костюмами по 300 рублей – это директора придумали, потому что это очень дешево. А поставьте исторический спектакль, где шлейф у женщины – четыре метра! Такой костюм стоит за 100 тысяч рублей, а бывает и больше – если там стразы Swarovski. Но и мизансценировать с ними сложно. Если актриса в шортах, к ней можно подойти и тискать ее сколько угодно, а если она в платье с кринолином – к ней даже не подобраться!

Напоследок Юрий Александров вновь сказал, как ждет архангельских гастролей:

– Мы приедем к вам с открытым сердцем.

На протяжении всей пресс-конференции у директора театра Евгения Малыгина несколько раз звонил телефон. Потом он рассказал: звонили из-за взрывов в петербургском метро.

Кстати, продажа билетов уже началась. Стоимость – от 750 рублей, но будут предусмотрены скидки для коллективных заявок некоторых категорий лиц. Абонемент на все три спектакля можно будет купить со скидкой 15 процентов.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах