Экспедиция состоялась этим летом. Проект «Мангазейский морской ход — плавучий лекторий» был реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив совместно с министерством культуры Архангельской области и САФУ.
Весь путь — три тысячи километров через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волоки — участники преодолели на карбасе, деревянном судне, построенном по старинной поморской технологии без единого гвоздя.
Открывшуюся по итогам экспедиции выставку посетил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Он пообщался с автором экспозиции — инициатором и руководителем Товарищества поморского судостроения Евгением Шкарубой.
Мангазейский морской ход, по которому шла активная торговля пушниной, проходил от Северной Двины через Белое, Баренцево и Карское моря, через Канинский и Ямальский волоки по Обской губе и реке Таз до Мангазеи — города, основанного в 1601 году. Этот опорный пункт морского пути развивался очень быстро и поражал средневековых путешественников своим богатством. Но в 1619 году движение по Мангазейскому морскому ходу было запрещено, поскольку город настигли сильные пожары. Всё это заставило людей покинуть обжитое место.
Участники экспедиции «Мангазейский морской ход» прошли путём средневековых первопроходцев.
— Как мы и предполагали, всё оказалось довольно непросто. Строительство деревянного судна велось без гвоздей. Мы сшивали доски вицей, вспомнили ту технологию, по которой поморские суда шились ещё совсем недавно — в XIX веке, — рассказал Евгений Шкаруба. — Мы прошли под парусами и на вёслах три тысячи километров, вели научные дневники, а когда застревали во льдах, то брали шесты и отталкивали лёд.
На выставке в Музее Москвы можно увидеть именно тот поморский карбас, на котором прошла экспедиция. Также здесь можно ознакомиться с фотографиями, фильмами и артефактами, найденными во время путешествия.