На Петербургском международном экономическом форуме, который открыл свою работу сегодня в Санкт-Петербурге, состоялась сессия «Морской путь по северному побережью Руси: 500 лет истории».
Участники обсудили трансформацию исторически сложившейся модели судоходства, перспективы ледокольно-транспортной системы, ресурсы Арктики, потенциал бизнес-проектов и влияние развития Севморпути на благополучие арктических территорий.
В дискуссии приняли участие губернаторы Архангельской, Мурманской областей и Чукотского автономного округа, представители госкорпорации «Росатом», научного сообщества, а также китайской судоходной компании NewNew Shipping Line.
По мнению специального представителя по вопросам развития Арктики государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», зампредседателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимира Панова, единой системы координат в отношении оценки того, как развивается Арктика, сегодня нет. На этот вопрос можно смотреть и с точки зрения развития грузоперевозок, которые за 10 лет показывают рост более чем в 10 раз, и с точки зрения наращивания группировки атомных ледоколов. При этом важно учитывать и темпы развития геологической разведки редкоземельных металлов.
– Вклад Арктики в валовый внутренний продукт страны сегодня измеряется в размере до 15 процентов. Арктика сегодня – один из главных проектов страны в мировом масштабе. Для решения масштабных задач по освоению ее территорий необходим совершенно иной уровень кооперации между всеми заинтересованными сторонами. Именно поэтому Президент России поставил задачу по разработке комплексного плана по развитию АЗРФ, – отметил Владимир Панов.
Одним из ключевых спикеров сессии стал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. В своём выступлении он подчеркнул как историческое значение региона в освоении Арктики, так и современные инфраструктурные инициативы.
– Архангельская область – исторический центр арктического освоения. Именно здесь в XV веке начались морские походы поморов на Север, здесь зародился российский ледокольный флот. Во время Великой Отечественной войны через архангельский порт прошли 17 союзных конвоев, он переработал 3,5 миллиона тонн грузов и был награждён орденом Отечественной войны I степени, – отметил губернатор.
Сегодня ситуация другая: появились современные технологии, изменились суда, изменились глубины, необходимые для них, что требует абсолютно новых подходов к развитию Северного морского пути, сказал глава арктического региона.
Несмотря на серьёзное падение грузооборота в 2023 году из-за санкционного давления и изменения внешнеэкономических условий, архангельский порт уже в 2024 году продемонстрировал устойчивый рост. Морские перевозки увеличились в 1,3 раза, экспортно-импортные грузы – почти втрое по сравнению с предыдущими двумя годами, а за первые четыре месяца текущего года рост грузооборота составил 8,3% при общем снижении этого показателя по арктическому бассейну на 7,8%.
Показатели контейнерных перевозок через порт Архангельск также продемонстрировали рекордный рост: 230 тысяч тонн, или около 16 тысяч контейнеров, – почти в 30 раз больше уровня 2017 года. Ключевым фактором стал запущенный в 2023 году в сотрудничестве с Российским экспортным центром проект «Арктический экспресс №1» с мультимодальными поставками грузов в Китай. В 2024 году выполнено 10 рейсов, и, по словам Цыбульского, потенциал маршрута сохраняется высоким.
– Эти цифры показывают: мы можем фактологически подтвердить, что не стоим на месте и не занимаемся распространением лозунгов. Мы демонстрируем, что этот транспортный маршрут по-настоящему наполняется жизнью и товарооборотом, – заявил он.
Губернатор Архангельской области подчеркнул, что интерес грузоотправителей, а значит, и инвесторов к Архангельскому морскому порту закономерно растёт.
– Мы понимаем перспективы арктического судоходства и планируем в этом году расширить сотрудничество по грузоперевозкам, – отметил представитель NewNew Shipping Line Кэ Цзинь. – Освоение СМП – шаг к новой мировой торговле. Надеемся, что правительства Китая и России рассмотрят возможности специальной финансовой поддержки этого направления, в том числе по строительству судов ледового класса.
Цыбульский также подчеркнул важность кооперации с соседними арктическими регионами.
– Мы с Мурманском – соседи и партнёры. У каждого своя ниша, в которой мы занимаем свою часть. Понятно, что мурманский хаб будет основным выходом на СМП, но мы свои 25, а в перспективе и 40 миллионов тонн точно должны будем забрать. И у нас точно хватит грузооборота, если мы ставим перед собой даже не столь амбициозную, на мой взгляд, цель – 100 миллионов тонн перевалки по СМП в год. Сегодня это выглядит вполне достижимым, – сказал губернатор.
Александр Цыбульский также выразил уверенность в необходимости системного подхода к развитию Российской Арктики:
– Нам нужен комплексный проект. Мы обсуждаем Арктику и СМП уже минимум 15 лет в разных форматах, но сейчас особенно важно свести межотраслевые инициативы в единый документ. Только так мы сможем впервые выстроить чёткую финансово-экономическую модель развития Арктической зоны России.
По словам Цыбульского, без СМП как связующего звена невозможно и полноценное развитие минерально-сырьевой базы и производства на Севере.
– Сегодня нам необходимо выстроить финансово-экономическую модель, чтобы понять, какая поддержка со стороны государства требуется, в каком объёме, с какой приоритизацией. Уверен, что в приоритете должна быть программа ускоренного развития портовой и подводящей транспортной инфраструктуры – без неё, даже при наличии ледокольного и другого флота, СМП не сможет развиваться, – подчеркнул губернатор.
Он также предложил создать программы лизинга оборудования для портовых мощностей и начать строительство портов нового технологического уклада.
– У нас есть хорошие примеры в дружественных странах – нам есть где заимствовать тот опыт, который уже существует, – сказал он.
Что касается Архангельска, то Цыбульский напомнил о флагманском проекте, который реализуется в рамках мастер-плана развития агломерации – это строительство нового глубоководного района морского порта.
– Здесь мы работаем плотно с нашими партнёрами – компаниями «Росатом» и «Евросиб». За три года после санкционного шока мы прошли большой путь. Сегодня мы стоим на пороге устойчивого развития: инвестиционная декларация разработана и направлена в Росморречфлот, определены ключевые инвесторы, есть интерес со стороны зарубежных партнёров, в том числе китайской компании NewNew Shipping Line, – сообщил губернатор.
Он выразил уверенность в том, что у Архангельской области есть хорошие перспективы как в части развития СМП, так и в том, чтобы внести весомый вклад в развитие этой стратегической транспортной артерии России.