МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

«Перемены произойдут!»: лидер «Яблока» Николай Рыбаков – о предстоящих выборах, экологии и альтернативных путях развития страны

Политик высоко оценивает шансы партии и кандидатов от Архангельской области

Фото: Александр Песков.

В конце прошлой недели Архангельскую область посетил председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков. Он дал обширное интервью после увиденного в Архангельской области, а также рассказал о предложениях партии по развитию страны и региона.

– Николай Игоревич, здравствуйте!

– Добрый вечер!

– Мы познакомились в декабре 2018 года, когда вы приезжали в Архангельск и проводили здесь встречу экологических активистов по вопросу строительства полигона для московского мусора на станции Шиес. Хотелось бы поблагодарить Вас и партию «Яблоко» за вклад в общую победу! Впереди, уверен, будут новые достижения.

– Спасибо!

– Сегодня мы часто сталкиваемся с таким мнением, что, занимаясь политикой и участвуя в выборах, невозможно изменить положение дел в стране. Что вы можете ответить людям, которые так думают?

– Архангельская область – это самый простой пример успеха. В победу на Шиесе можно тоже было не верить и сказать, что всё проиграно и пусть везут мусор, но если бы никто не противостоял, то так бы и было. Политика – единственный самый простой и понятный способ глобально изменить всё вокруг. Конечно, Шиес отстояли, но может появиться Шиес-2, 3, 4 и так далее. И если мы хотим изменить что-то глобально, то надо поменять всю систему принятия решений, а это можно сделать только через политику. Конечно, людям много лет объясняли, что всё заранее известно и они ничего не решают, что всё распределено, но это не так. Мы видим конкретные примеры, когда люди побеждают на выборах, становятся представителями «Яблока» во власти и влияют на принятие решений. В 1988 году никто же не верил, что через год в СССР пройдут конкурентные выборы, а чуть позже рухнет вся система. Поэтому важно заранее готовиться к переменам, которые в любом случае произойдут. Так не бывает, чтобы они никогда не возникали.

«Яблоко» в том числе и занимается тем, что мы заранее прорабатываем конкретные решения, какие будет нужно принять в будущем, когда перемены наступят. На нас иногда смотрят несколько странно, зачем столько готовим программ и законопроектов. Кажется, что сейчас их не провести, но приведу пример. В прошлом году мы разрабатывали предложения как альтернативу путинским поправкам к Конституции и вносили их во все региональные парламенты. В Думе Астраханской области, где у «Яблока» всего один депутат, треть депутатов проголосовала за наш проект закона по судебной реформе. От трети до половины недалеко, поэтому всё возможно. Если люди придут на избирательные участки, то «Яблоко» одержит победу. Именно поэтому у власти есть большое желание, чтобы люди не шли голосовать.

– Что для вас значит слово «патриотизм»?

– Патриотизм – это когда люди хотят жить в своей стране и не хотят из неё уезжать, когда людям не нужно стоять в очереди в больницу, когда пенсионеры могут купить себе лекарства и продукты и достойно жить, когда государство помогает своим гражданам пережить такие трудные времена, такие как, например, были в прошлом году.

– Какое у вас сложилось впечатление от нашего региона?

– Мне нравится Архангельск, я много раз уже был здесь. Тут особенная атмосфера. Но при этом ярко видны проблемы и большой потенциал, который сейчас не раскрыт.

– Есть ощущение, что регион бедный?

– Да, есть. И удивительно, что заработная плата здесь выше, чем в среднем по стране, но при этом уровень благосостояния ниже, как и уровень социальной сферы. Состояние медицины не такое, какое хотелось бы. Государство не учитывает, что на Севере жить тяжело. Из-за этого молодёжь предпочитает отсюда уезжать.

– Какой вы могли бы предложить вариант решения этой проблемы?

– У нас есть несколько направлений, по которым надо действовать. Некоторые из них абсолютно очевидные, но не понятно, почему власть до сих пор по ним не работает. Самое простое, например, нужно отменить подоходный налог для тех, кто зарабатывает ниже прожиточного минимума. Это абсолютный абсурд. Человек и так получает доход на уровне физического выживания человеческого организма, не может купить ни дорогостоящие лекарства, ни необходимые продукты, и ещё из этого у него берут налог. Это первое, от чего надо отходить. Кроме того, нужно развивать малый и средний бизнес, потому что крупный бизнес не сможет прийти во все уголки страны. Для того, чтобы было больше занятых людей в сельской местности и малых городах, другого пути нет.

– Мы часто видим, что деньги из регионов уходят в федеральный центр, а обратно возвращаются по остаточному принципу. Как вернуть деньги в регионы?

– Хотя количество регионов-доноров сейчас становится меньше, проблема остаётся. Мы настаиваем на налоговой реформе, у нас есть своя программа, получившая название «Новая бюджетная политика». Мы считаем, что доля доходов и расходов между местными, региональными и федеральным бюджетом была равная – 33 процента. Сейчас в регионах примерно так и есть, а вот между муниципалитетом и федеральным гигантский перекос. Самые близкие и понятные людям проблемы – образование, медицина, городская среда – должны решаться на уровне муниципалитетов, но никак не на уровне федерации.

– В Архангельской области, как и в других регионах, проходит так называемая «реформа местного самоуправления». Как вы относитесь к этому процессу?

– Это совершенно неправильно. Я не поддерживаю объединение муниципалитетов. Часто встречаюсь с ситуацией, когда муниципалитеты объединяют вокруг одного более крупного. Люди, которые жили до этого в меньших муниципальных образованиях, страдают. Раньше они могли хотя бы дойти до местного руководства, достучаться и решить проблемы, то теперь это почти невозможно сделать, так как это территориально далеко. Также при укрупнении появляется больше проблем, но норма представительства уже меньше, не хватает кадров. Чем ниже уровень местного самоуправления, тем лучше с финансовым обеспечением, а на укрупнённое территориальное образование денег не хватает. Для многих регионов страны, особенно для такой большой по площади Архангельской области, правильнее применять именно двухуровневое самоуправление – и в малых населённых пунктах, и в районах. Ликвидация самоуправления – это серьезная ошибка, сельские поселения оказываются попросту брошенными.

– В Псковской области с выборов сняли Льва Шлосберга, в Татарстане снимают ряд кандидатов «Яблока». Как партия их защищает и удастся ли кого-нибудь отстоять?

– К сожалению, по нам идёт целенаправленная борьба. Мы оказываем юридическую помощь нашим кандидатам, мы используем политические методы и будем добиваться восстановления кандидатов через суд. По Льву Шлосбергу мы обратимся в Верховный Суд, который в течение пяти дней должен будет рассмотреть ситуацию, связанную с ним. Даже председатель центризбиркома Элла Памфилова не верит в те обвинения, которые были предъявлены в Мосгорсуде. Безусловно, нужно менять само законодательство. У нас есть пакет из 52 законов, которые нужно отменить, поскольку они направлены исключительно на то, чтобы не допускать неугодных кандидатов до выборов. «Яблоко» сейчас вынуждено маркировать все материалы большим указанием на то, что у нас есть кандидаты, аффилированные с иностранным агентом. Мы считаем эту норму неправильной, как и само законодательство об иноагентах, нежелательных и экстремистских организациях. Оно противоречит нормам демократического общества. Лидер списка «Единой России» министр иностранных дел Сергей Лавров, встречается с представителями террористической организации «Талибан», но на это закрывают глаза. Очевидно, что применение законодательства носит избирательный характер и проводится именно против неугодных кандидатов.

– Если бы у вас появилась возможность задать вопрос Владимиру Путину, то что бы вы спросили?

– Ничего. К нему у меня вопросов нет.

– Может ли возникнуть в обществе широкий гражданских фронт против действующей власти?

– Может, но в этом должны участвовать сами граждане. Вот он может возникнуть 19 сентября, если много людей, которые хотят реальных перемен, придут на выборы, и если много людей не поддадутся уловкам различного рода. Сейчас сложилась ситуация, когда на выборах есть только одна партия, представляющая альтернативу Путину. Даже он сам в посланиях Федеральному Собранию и своём выступлении на окончании действующего созыва Госдумы заявлял, что в своей работе он опирается на все четыре парламентских партии. А они подтверждают ему свою преданность голосованиями по ключевым вопросам. Есть большое количество партий вне Думы, которые тоже поддерживают политику Путина, но есть «Яблоко», которое считает эту политику тупиковой и желает её сменить.

При этом удивительно наблюдать перед выборами, когда, например, коммунисты выходят и говорят, что они против режима Путина, хотя, имея свою фракцию в Госдуме и депутатов почти во всех региональных парламентах, голосуют за подавляющее большинство антинародных законопроектов. У большого количества демократически мыслящих избирателей, к сожалению, есть тенденция голосовать за коммунистов, считая их серьёзной оппозицией. Но невозможно строить будущее с теми, кто ходит возлагать цветы на могилу Сталина, человеку, который виновен в миллионах смертей.

– Стала ли экологическая повестка более актуальной в обществе?

– Безусловно. Я стал руководителем экологического правового центра «Беллона» в 2008 году, и я помню, как было непросто объяснять людям, даже образованным, что действительно существуют глобальные изменения климата. Теперь ни у кого это сомнений не вызывает. Конечно, есть спор, является ли это антропогенным влияем или нет, но наличие изменений никто не отрицает. Загрязнение городов, воздуха и воды, состояние зелёных насаждений, встречается в нашей стране повсеместно, и людям это мешает нормально жить. Я был в Северодвинске и взял анализ воды на берегу Белого моря. Мы вышли прямо к выходу коллектора. Как показал прибор, самые плохие показатели по качеству воды превышены в два раза. Эту воду не только нельзя пить, но и купаться там не стоит.

Молодёжь всё больше начинает понимать, что состояние окружающей среды влияет на качество жизни и её продолжительность. Особенно это чувствуется там, где есть крупные промышленные предприятия, где много автотранспорта. Не менее актуально, в том числе и для Архангельской области, радиационное загрязнение. Особенность этого воздействия в том, что оно сильное и часто проявляется далеко не сразу, приводя к развитию тяжёлых заболеваний. В нашей стране с учётом слабой системы здравоохранения, особенно в глубинке, всё это отражается на здоровье людей, поэтому и внимание к этой проблеме становится больше.

– Партией «Яблоко» от Архангельской области выдвинуты известные экологические активисты. Как вы оцениваете их шансы?

– Всё зависит от избирателей. Если люди хотят, чтобы начались перемены, надо поучаствовать в выборах. Изменения не могут свалиться с неба. Один раз в пять лет нужно уделить внимание выборам, иначе потом можно пожалеть. Мы не знаем, что будет дальше происходить, но если сейчас остаться дома, то лучше точно не будет, потому что для власти очень выгодно, чтобы люди не ходили на выборы. Ведь придут те, кто является близким властям или административно управляемым, а те, кто не согласен, в знак протеста на выборы не пойдут. Это сильнейший самообман, потому что власть устраивает, когда вы сидите дома. Поэтому если хотите менять, то участвуйте в выборах. Если хотите, чтобы экологическая повестка была в органах власти, идите на выборы, иначе ничего не поменяется.

– Что пожелаете северянам?

– Прийти на выборы и привести с собой друзей и знакомых. Если посмотрим на результаты выборов в 2016-м, когда были множественные нарушения, но у «Яблока» всё равно было более миллиона голосов. Если каждый, кто за нас голосовал тогда, приведёт сейчас ещё хотя бы двух человек, то мы будем в Госдуме. Это не такая сложная работа. «Яблоко» – абсолютно гражданская партия, ей никогда никакой административный ресурс не помогает. Я много езжу по стране, я вижу запрос людей на перемены. Да, не всегда люди верят, что эти перемены наступят через выборы. У нас осталось 3 недели, чтобы убедить людей прийти на участки и сделать важный шаг. Даже в мировой истории не было, чтобы партия возвращалась в парламент почти через 20 лет после ухода, а у «Яблока» такие шансы сейчас есть.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах