«Сегодня, в эпоху сложных переходных моделей идентичности самое время задаться вопросом, какова идентичность поморов»

 Слово «Поморье» стало для Архангельской области синонимом многие десятилетия назад. Однако в последние годы имя коренных жителей этой морской окраины Российской империи все чаще поднимается в прессе в политическом контексте. Так кто же такие поморы – малый народ или образ жизни, сформированный географическими особенностями и долгой жизнью вдалеке от исторического и культурного мэйнстрима? О том, что о поморах думает современная наука, мы побеседовали с ведущим российским этносоциологом, профессором МГУ, философом, политологом и общественным деятелем Александром Дугиным.

«Сегодня, в эпоху сложных переходных моделей идентичности самое время задаться вопросом, какова идентичность поморов»

– Александр Гельевич, итак, кто такие поморы с точки этносоциологии?
– Поморы – это, конечно, часть русского народа, что никоим образом не умаляет их самобытности! Я не разделяю классификацию Льва Гумилева, который говорит о суперэтносе, этносе и субэтносе. Хотя она имеет полное право на существование, и многие процессы часто объясняют именно в рамках этой доктрины. В рамках этносоциологии я предпочитаю говорить о другой таксономии, где речь идёт об этносе как органическом явлении, об обществе, которое живет в рамках доминации коллективной идентичности над индивидуальной – и циркулярного, циклического времени, «вечного возвращения». Это и есть этнический слой, над которым находится исторический слой разомкнутого, линейного времени, обладающего собственной логикой, которому соответствует понятие «народ» – другая, более сложная, более комплексная модель. Так вот с этносоциологической точки зрения русские – это народ, то есть общество, объединенное своей историей, полиэтническое по своей природе, состоящее из больших и малых этнических групп, сформатированных по разным критериям. В этом смысле поморы являются этнической группой внутри русского народа. Русские не просто повлияли на них – это, собственно, часть русского народа как исторического единства, объединенного единством судеб.

А вот что касается культурной особенности поморов, я считаю, что они чрезвычайно самобытны! И изучение языка поморов, их нравов, их исторических особенностей, жизни, быта, фундаментально обогатит наши научные представления. Есть, конечно, этнологи и антропологи, которые занимаются изучением поморов, и их в последнее время становится все больше, но, как всегда, этого не достаточно. Сегодня, в эпоху сложных переходных моделей идентичности самое время задаться вопросом, какова идентичность поморов. Необходимо описать ее, проанализировать, собрать имеющиеся этнографические и антропологические материалы в некую единую базу данные, если угодно. И очень осторожно, деликатно, с пониманием дела, попытаться предложить формулу поморской идентичности. Это и нужно сделать вместо того, чтобы выяснять, являются ли поморы русскими или не русскими. Само обсуждение того, являются ли поморы этносом или субэтносом, представляется мне пустым и даже провокационным.

– С вашей точки зрения, должны ли поморы быть включены в реестр коренных малочисленных народов Российской Федерации, чего добиваются некоторые общественные организации?
– Дело в том, что сегодня многие путаются инструментализировать этносы в политических целях. Задача проста: наши геополитические соперники пытаются использовать различные этническую идентичность различных групп внутри русского народа для того, чтобы подорвать его единство. Эти проекты, направленные на разрушение России, и часто представляемые различными активистами, которые, как выясняется, часто оказываются на содержании западных спецслужб и выполняют, сознательно или полусознательно, деструктивную миссию на чужие деньги – их проекты, конечно, вызывают определенное подозрение. Их проекты по преданию той или иной этнической группе какого-то особого правового статуса – это в высшей степени подозрительно! Сами сплошь и рядом ничего не зная о культуре, которую они претендуют представлять, они, тем не менее, громче всех кричат о необходимости особых прав, привлечения к ним особого внимания. Мне кажется, здесь нужно действовать по существу. Если люди дорожат своей идентичностью и культурой, нужно им помогать и развивать их самобытность, изучать их, оберегать их, привлекать к этой культуре внимание. Но когда такого рода темы становятся объектами инструментального и, в общем, антироссийского политического манипулирования, то конечно мы категорически против этого. Поэтому разговоры о выделении поморов в какой-то самостоятельный этнос – как и казаков, кстати! – явно направлены на расшатывание нашего единства. А наше единство – в многообразии, которое при этом должно иметь качественный характер. Мы должны, прежде всего, изучать культуру этих групп, а не сразу кричать о придании им какого-то особого статуса. Это очень тонкие вещи, и их необходимо очень точно различать.

– Неизбежно ли развитие мотивов сепаратизма, которое влечет за собой рост самосознания среди современных поморов?
– Я уверен, что это разные вещи. Рост самосознания это хорошо, а сепаратизм – это плохо. Самосознание – явление этнокультуное, которое надо поддерживать, ведь поморы – уникальное явление, которым нужно дорожить. Его развитие может вести к росту сепаратизма лишь в результате особых, лживых и провокационных манипуляций. Евразийство строится именно на том, что из многообразия складывается органическое целое, и если правильно расставить пропорции, рост самосознания приведет к укреплению России, а не ее ослаблению. Главное, не отдавать эти процессы в руки далеких от интересов поморов сил, чьей целью является разрушение нашей страны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №640 от 5 февраля 2014

Заголовок в газете: Александ Дугин: «Поморы – уникальная часть русского народа»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру