Фотолетопись Архангельска: как все начиналось (начало в предыдущем выпуске)

 В прошлом номере мы рассказали о появлении фотографии на Севере в первые годы ХХ века. Но история эта началась раньше – в самый разгар века XIX-го.

Фотолетопись Архангельска: как все начиналось (начало в предыдущем выпуске)

 Вообще, история русской фотографии насчитывает более 170 лет. Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков.

Дальнейшие тенденции сохранения и использования изображения развивались по нескольким направлениям. Это, во-первых, применение фотографии в качестве памятного исторического документа, во-вторых, включение ее в арсенал научного инструментария и доказательства. Но самым интенсивным образом светопись стала развиваться в области бытового и исторического портрета, а также как альтернатива произведениям изобразительного искусства.

Они были первыми

В Архангельске фотография появилась достаточно рано. Первые фотозаведения начали действовать еще в середине XIX века. А в 1863 году работало уже целых три фотографии: иностранного предпринимателя Шредера, и двух учителей – Миллера и Гильде. Любопытный документ, найденный в фондах Государственного архива Архангельской области: «Чиновнику особых поручений при Начальнике Губернии А.К. Приорову. …Согласно отношения Вашего Высокоблагородия, от 16 числа июля за №9, имею честь сообщить, что в г.Архангельске производится продажа фотографических произведений: в 1-й части города в лавках табачной купца Линдеса и галантерейных товаров купца Сизова, обе по Троицкому проспекту между Буяновой и Соборной улицами в домах Попова и Валтера и у книгопереплетного мастера мещанина Андрея Хена, по Троицкому проспекту на углу Менсендековской улицы, в нижнем этаже дома Мариинского училища девиц. Фотографий три, все во 2-ой части, по Троицкому проспекту, между Менсендековской и Захаринской улицами: иностранца прусского подданного Франца Шредера в доме мещанки Звягиной, в двух комнатах; учителя Евангелическо-церковного училища Карла Гильде, в нижнем этаже училищного дома в одной комнате; Старшего учителя Губернской Гимназии Коллежского Советника Емануила Меллера, в собственном доме в одной комнате. Все содержатели фотографий, типографий и торговцы фотографическими изделиями благонадежны…».

Последнее примечание уже наталкивает на мысль, что уже в то время фотография рассматривалась как средство, имеющее влияние на умы и настроения людей. Хотя до жанра фоторепортажа было еще далеко.

Вскоре в историческом районе города, в Соломбале, открылась фотография художника Вьюшина: «Г.Чиновнику Особых поручений при Начальнике Архангельской губернии. 13 июля 1866 года. В следствии просьбы классного художника Александра Вьюшина, Губернское Правление по журналу, составляющемуся 9 сего июня разрешено ему открытие в Соломбальском селение (возле города Архангельска) фотографии».

Не только в городе

Исследуя документы фондов Государственного архива Архангельской области можно сделать вывод, что фотография была весьма популярна. Не прошло и двадцати лет, как фотография из губернского города перебралась и в уезды. В 1871 году в Шенкурске было открыто фотографическое заведение вдовы Коллежского Секретаря Александры Даниловны Постниковой. Это заведение просуществовало до 1886 года.

Наряду с фотозаведением Постниковой в 1871 году в Шенкурске была открыта фотография иностранца Иогана Гагена. Но ровно через год Гаген был вынужден свернуть свое предприятие.

В Холмогорах, наряду с бесплатной народной читальней памяти М.В. Ломоносова, принадлежащей местному кружку трезвости, и такой же читальней в селе Емецк, с 1 ноября 1896 года работала фотография учителя курейского сельского училища Пономарева. К тому времени уже прекратили существование фотографии преподавателя двухклассного приходского училища Алексея Яковлевича Ладкина (она была открыта в августе 1871 года), а также холмогорского мещанина Василия Андреевича Шингарева (открыта в апреле 1874 года).

По архивным документам видно, как распределялась влияние фотографии как коммерческого предприятия в губернии. По данным на 1900 год, например, в Шенкурске существовало несколько фотозаведений: Личного почетного Гражданина Павла Ивановича Едемского (разрешение на открытие была дано губернатором 21 мая 1896 года), шенкурского мещанина Александра Ивановича Кубрякова (работало с октября 1897 года) и крестьянина Устьпаденгскогой волости Александра Кузнецова (разрешение губернатора получено 17 июня 1898 года).

В рапорте исправника Печерского уезда сказано: «На основании табели срочных сведений, фотографических заведений в 1900 году не существует. Бывшие фотографии крестьян Ивана Милентевича Сметанина и Степана Алексеевича Шишева прекратили свою деятельность в 1899 году».

Из тех же архивных документов знаем, что в Онежском, Мезенском и Пинежском уездах по состоянию дел на начало 1900 года «фотографий, типографий и книжных лавок нет».

Популярное занятие

В губернском Архангельске только в 1871 году было открыто три новых фотосалона: рижского гражданина Германа Христиановича Давингофа, норвежского подданного уроженца города Дронтийма Андерса Виклема и таможенного губернского секретаря Николая Марзаханова. В этом же году перестала существовать одна из первых фотографий – Коллежского советника Меллера.

В следующем 1872 году к этому списку прибавились фотосалоны архангельского дворянина Фортуната Харевича и дворянина Игнатия Нарцизовича Кублицкого-Пиоттуха. Дальше разрешения на открытия фотозаведений сыпались как из рога изобилия: в мае 1873 года таковые были выданы норвежскому подданному Гутормсену Виске и крестьянину Вологодской губернии Грязовецкого уезда Александру Семеновичу Красильникову.

В августе 1874 – норвежской подданной девице Инге Гаин, открывшей свою фотостудию в 3-й части Архангельска (в конце XVIII века Архангельск для полицейского надзора был разделен на две части: первая охватывала территорию от въезда в город по Санкт-Петербургскому тракту до улицы Соборной, вторая – от Соборной до Госпитальной. Третью часть составила, войдя в городскую черту, Соломбала).

В мае 1975 года право на открытие своей фотографии получил учитель рисования Архангельского уездного училища Владимир Федоров, а в июне 1875 года в удовлетворение просьбы отставного коллежского регистратора Федора Артемьева и ему было развешено открыть фотозаведение в первом квартале Первой части Архангельска. Но, к сожалению, уже через три месяца заведение Артемьева перестало существовать…

По всему видно, что фотография в конце XIX – начале XX веков была делом выгодным.

По данным документов Государственного архива Архангельской области, в самом конце XIX века на 21 тысячу жителей Поморской столицы приходилось четыре фотографии (все владельцы – будущие члены Архангельского фотографического общества). С 1882 года работала фотография Вологодского мещанина Якова Ивановича Лейцингера. В 1894 году открылось фотозаведение крестьянина Якова Петровича Ярилова, которое с 18 марта 1897 года принадлежало его брату Павлину Петровичу Ярилову. В 1898 году открыл свое дело Вологодский мещанин Михаил Тимофеевич Сорокин, а в 1899 году – воспитанник Архангельского Технического училища Альвиан Альвианович Поплавский.

Вопрос о благонадежности

В конце 1900 года губернатору было подано прошение от Альберта Матисена, проживавшего в Первой части города Архангельска по Среднему проспекту в доме Прохорова. Норвежский поданный Матисен просил разрешить ему открыть в Первой части по Поморской улице в доме Карельского фотографию: «При сем прикладываю две марки по 80 копеек каждая». Матисен так же указывал, что уже имел фотографический опыт за пределами России. Из губернской канцелярии был послан запрос архангельскому полицмейстеру. Запросы о благонадежности пошли и за границу. В итоге Матисену было дано разрешение на открытие фотодела в Архангельске.

Надо сказать, что и в городе, и во всей губернии действовали не только местные фотографы – на имя губернатора были поданы прошения об открытии фотодела и от иногородних. Например, в циркулярах Главного управления по делам печати Архангельской губернии можно найти: «8 марта 1900 года. Его Высоко Превосходительству Господину Архангельскому Губернатору. Прошение сына подрядчика Придворно-Конюшенного Ведомства Федора Федоровича Осипова, жителя Санкт-Петербурга, о выдаче свидетельства на разрешение открыть передвижную фотографию в городах и селах Архангельской губернии…». Подобное прошение пришло и от жителя Вятской губернии города Сарапула мещанина Ицки Зальмановича Кросского «о разрешении заниматься фотографическими работами в Архангельске». При этом просящий указывал, что «жительство и фотографию имею в городе Бузулук Самарской губернии».

Надо отметить, что не всем разрешения тут же давались, сперва каждый кандидат проходил проверку на благонадежность.

И фотографы, и посетители фотосалонов относились к съемкам весьма трепетно. В Архангельском областном краеведческом музее сохранилось много портретных снимков. Люди на фотографиях, как правило, нарядно одеты, застыли в торжественных позах. Запечатлеть себя на фотографии было целым событием. Снимки очень красиво оформлялись, дарились на память близким и дорогим людям.

А 10 мая 1909 года в Архангельске в здании Городской думы состоялось собрание учредителей Архангельского фотографического общества. Инициатором создания Общества был Альвиан Поплавский – профессиональный фотограф, страстный любитель фотографии, участник и призер многих фотовыставок и конкурсов. О деятельности этой организации мы рассказали в прошлом номере.

Всегда интересно рассматривать фотографии, запечатлевшие не только людей, но и отдельные здания, панораму города и важные исторические события. На фотографиях сохранился облик старого Архангельска. Сегодня мы может видеть город таким, каким его видели наши предки столетие назад. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 5 марта 2014

Заголовок в газете: «Птичка», остановившая время. Часть 2

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру