На этой неделе открывается новый театральный сезон. Премьеры, спектакли прошлых сезонов, «рояли в кустах», «ружья на сцене», которые непременно выстрелят, по возможности попав в цель, чтобы зритель отдался эйфории восторга...
...А пока руководители трёх театров поделились своими умозаключениями с архангельскими журналистами. Далее прямая речь с пресс-конференции.
Художественный руководитель Архангельского областного театра кукол Дмитрий Лохов:
— Есть такое понятие — «задумчивый период». Это когда не хочется говорить, а хочется осмыслять. Нас ждёт не только новый сезон, но и структурные изменения. Я пытаюсь, правильно оценив доступную информацию, принять решения на следующий сезон.
Беда в том, что ситуация в стране меняется быстро, отражаясь на нашем маленьком театре. А вообще сейчас важно сохранить репертуар, не потеряв в качестве. Потому что меняется время, меняются актеры. Помимо этого у нас есть большие проблемы с актерскими кадрами, в частности, с молодыми мужчинами. Поэтому придется делать какие-то перестановки, т.е. заняться рутинной работой.
Открытие 78-го театрального сезона предполагается на 2 и 3 октября. 2 сентября будет спектакль по пьесе Давида Самойлова «Слоненок пошел учиться», а на следующий день тоже классика — «Бармалей» Корнея Чуковского. Что касается открытия, вначале будет выступление оркестрика, некая преамбула, короткий разговор с нашими зрителями.
Специально для Нового года будет новая постановка по пьесе Априлова «Шесть пингвинят». И к этому будет привязан новогодний бал.
9 и 10 октября у нас должна состояться премьера спектакля «Крошка Енот, или Тот, кто сидит в пруду». Это история о первых шагах из уютного дома в опасный взрослый мир. О волнениях и радости, о страхе и бесстрашии, о взрослых и детях« — вот такая аннотация к спектаклю.
В эти же дни мы играем «Три поросенка». Вечный спектакль. Не могу списать! Просто не поднимается рука. Потому что меняются поколения детей, поколения актеров, делаются новые куклы, а спектакль живет и живет. И зрители идут. И здесь самое главное, чтобы он жил и не становился мертвым, как, например, детский утренник. Ненавижу это слово.
В конце февраля — начале марта поставит спектакль приглашенный режиссер. Детали сейчас в процессе обсуждения, потому пока ничего не могу сказать.
У нас планируются обменные гастроли с вологодским театром кукол. Надеюсь, это будет так же удачно, как в прошлом сезоне. Уже с сентября начнутся гастроли по области — в Емецк, Березник, Шенкурск. В следующем году мы их продолжим. Насчет зарубежных гастролей ведутся переговоры, но пока не знаю.
Художественный руководитель Архангельского областного молодежного театра Виктор Панов:
— Театральный мир связан с общественными процессами. Вот к примеру: театральная критика в стране умерла — это плохо. У нас есть лишь два-три человека, которые пишут хорошо. И результатом того, к чему мы пришли, являетесь и вы в том числе — газеты.
Вот я вчера встретился со студентами журналистики. Вообще у нас отвратительно учат. На днях группа студентов устроила Третьяковой (зав. каф. журналистики) разговор. Было заявлено о том, что пять человек уходят с курса, разочаровавшись в профессии. Печально!
Янка рыжая, романтик, пришла на практику: «Я в областной администрации!» Через два дня встречаю ее, с истерикой докладывает, что сразу все начинается с того, что этого нельзя, это не опубликуют.
Другая редакция, не буду называть ее, — человек пришел на практику. Ну, не любят в студенческой среде нового министра по борьбе с молодежью и туризмом! А что там любить-то? Она ударения втыкает не в те слова. Ощущение, что она русский язык знает херово. Писать о ней хотят, но не то, что разрешено редакцией! Что такое? Я хочу задать этот вопрос Президенту. Трагедия, когда понимаешь, что всю правду мы никогда не узнаем. Для меня наибольший процент правды в «Правде Северо-Запада» и у Леши Липницкого.
Но не всё так плохо. Понравился Медведев, когда он собрал эту «Едреную Россию» и наконец-то погрозил им пальчиком и сказал: «Если вы так дальше будете работать, вас просто не выберут».
Теперь немножечко о театре. Как говорит Медведев: «Че вы все время отчеты, отчеты? Давайте о проблемах». Проблем дофига! Потому что театры живут страшнее некуда. Чего ждать нам, если командир подводной лодки Лячин получал шесть тысяч в месяц? У нас артисты получают шесть-семь-восемь. Я считаю, что это позор нации! Потому что артист — это глашатай!
Ницше сказал, что культура — это тонкая яблочная кожура над раскаленным хаосом жизни. Эта кожура уже распорота. Я поскольку сейчас был в отпуске, я уже всю ментовку, всех поголовно ненавижу! За фильм «Глухарь». Всех ненавижу! Ненавижу артистов, в том числе покойного Галкина. Потому что по моему экрану кровь льется ручьями. Я ненавижу Германику за отвратительный фильм «Школа». Потому что искусство — это в плохом увидеть хорошее.
Позавчера наткнулся на сообщение. Ученики убивают 26-летнего учителя истории. 76 ножевых ранений. Накрывают его конспектами. Обливают бензином и поджигают.
Ученик последнего класса подходит к учительнице и просит поставить годовую тройку. Не ставит. 50 ножевых ранений. И все по сценариям того, что они насмотрелись.
А почему не показывают мента, который своей машиной перекрыл автобус и не дал погибнуть людям? Почему не показывают старшего лейтенанта, которого судили за то, что отказался в Чечне вести в атаку необстрелянных солдат?
Так вот, театр должен всей этой дряни противостоять. Я сейчас придумал очень хорошую фразу: я представляю тот театр, в котором аншлагов никогда не будет. Сейчас Дмитрий сказал об умном зрителе. Весь мир стонет от невостребованности интеллектуального искусства. Весь мир отпускает бешеные «бабки» на это дело.
Теперь, что вас ждет в новом сезоне. Я по принципу Гордона собираюсь подписывать соглашение с САФУ, и мы собираемся немножко «окучивать» студентов. На большой сцене в «Доме офицеров»... Но опять мешают уррррооды! Президент теперь произносит это слово — я тем более могу. Кто-то придумал поставить танк у «Дома офицеров»! Это уроды только могли придумать вырубить сирень. И это вместо того, чтобы эти «бабки» на разваливающийся фасад «Дома офицеров» пустить. Какое отношение мы имеем к этому танку? К английскому — понимаю — наши ребята его в плен взяли.
А это-то че?
Об искусстве. Значит, Коковкин «Раненый зверь» остается в «Доме Офицеров», Абрамов «Деревянные кони» тоже там. На малой сцене — «Ужин с дураком», «Заводной апельсин», Островский «Лес», Бунин «Темные аллеи», «Клочки по закоулочкам», «Незнайка», «Не любо — не слушай». Премьеры: «Курск», «Шикарная свадьба», «Входит свободный человек», «Невероятная и грустная история о простодушной Эриндире и ее жестокосердной бабке».
Да, забыл сказать, 35 лет нашему театру исполняется. Ха-ха! Давно живем. Молодежный театр называется. Собрались мы в октябре, но отмечать будем на «Европейской весне». Уличные театры, конечно, вас ждут.
И.о. директора архангельского театра драмы им М.В. Ломоносова Леонид Дзюник:
— Мы, как и архангельский театр кукол, начинаем 78-й театральный сезон. Открывается он первого октября завершающей премьерой прошлого года «За двумя зайцами». Все спектакли, которые были поставлены на большой сцене, будут идти — это и «Пелагея и Алька», и «Примадонны», и «Женитьба Фигаро». На сегодняшний день мы планируем перенести несколько самых ярких и удачных спектаклей с малой сцены. Потому что малую сцену, по всей видимости, закрывают из-за пожароопасной обстановки. Но ценовая политика останется той же самой, мы цены не повышаем. Однако спектакли должны обрести новую и интересную жизнь.
Что касается запланированных премьер. Я очень долго думал над предложениями, которые сделал наш главный режиссер Орлов. Из того объема спектаклей, который планировался им, пришлось выбрать только один. Это «Щелкунчик» Гофмана. И там будет привлечение танцевальных детских коллективов Архангельска. Так как важно, чтобы дети видели таких же деток на сцене и стремились к тому, чтобы стать ярче, интереснее и красивее.
Из взрослых премьер будет «Дядя Ваня», который уже репетирует Петр Анатольевич Суворов. Поразительно, но, как он сказал, актеров подбирал даже по весу. Почему «Дядя Ваня»? После постановки этого спектакля на сцене театра Вахтангова Петр Анатольевич высказал свое новое интересное виденье. Как он сказал, в вахтанговском театре все основано на сексе, а «Дядя Ваня» все-таки основан на любви. И любовь стоит во главе всей жизни каждого из нас.
Следующая постановка — «Тряпичная кукла». Почему «Тряпичная кукла»? Это очень сложный спектакль. Знаете, встречаются два человека. Влюбляются друг в друга. Женятся. И вдруг появляется третий. И, как принято в нашей стране говорить, третий — лишний. И что же с этим лишним делать? Как к нему относиться? Куда его девать? Зачастую мама уходит с другим дядей, папа смотрит на дно стакана. А этот ребенок остается брошенным. И что же происходит в душе этого ребенка? Что он ищет, куда он идет? Я считаю, что сегодня это очень важная тема абсолютно для всех.
К тому же следующий год олимпийским комитетом Российской Федерации объявлен годом театра. Олимпийский комитет будет отсматривать все спектакли всех театров России и будет отбирать тех, кто представит страну на Олимпийских играх 2014 года. И «Тряпичная кукла» — спектакль, который заинтересовал олимпийский комитет. Думаю, он заинтересует и архангелогородцев.
Третья премьера посвящена юбилею. 10 января исполняется 70 лет нашему Заслуженному артисту РФ Валерию Колосову. К сожалению, у нас в театре Заслуженных артистов только два — это Людмила Федоровна Бынова и Валерий Сергеевич Колосов.
Мы очень долго думали, какую бы роль ему предложить, обсуждали и, посовещавшись с министерством образования, науки и культуры, приняли решение предложить роль в пьесе Тургенева «Нахлебник». Такая провинциальная история провинциальной жизни. Мелодраматичная. Слегка, наверное, комедийная. Слегка трагичная. Я думаю, Валерий Сергеевич справится, и спектакль получится хорошим.
Ну и заканчивая 78-й театральный сезон, мы сыграем спектакль несыгранных ролей. Это такие малые формы молодых артистов, которые не задействованы в текущем репертуаре. И, к сожалению, сейчас в театре драмы не существует таких малых форм, которые могли бы принимать участие в городских мероприятиях, которые можно было бы повести показать в других регионах на небольшой сцене.
Также мы будем играть т.н. «социальные спектакли». Т.е. спектакли из репертуара будем показывать социально-незащищенным зрителям, пенсионерам, инвалидам...
Планируем сделать небольшую камерную сцену, так называемую моно-сцену, на которой можно будет ставить дуэтные спектакли. На такой сцене будут действительно видны глаза и эмоции актеров. Плюс малый зал планируем использовать в качестве театральной гостиной. С телеканалом «Поморье» говорили о том, чтобы проводить какие-то встречи и вечера.
Пожалуй, это все наметки, которые у нас имеются сейчас. И я надеюсь, что несмотря ни на что, их удастся воплотить в жизнь.