Сегодня аналитики делают ещё более пессимистичные прогнозы: в ближайшие два-три года это число может значительно возрасти, так как в регионе активными темпами идёт процесс закрытия общеобразовательных и профильных школ. Словом, в области талантливой молодёжи не только работать, но и учиться скоро будет негде.
Кто-то опять не услышал Президента?
Хотя тенденция ещё только набирает обороты, первые «звонки» уже дали понять, что эта волна, сметающая действующие школы, мало кого обойдёт стороной. Причём, как это часто бывает в чиновничьем воплощении, примеры пестрят своей абсурдностью.
В декабре прошлого года несколько педагогов «Центра внешкольной работы» (в котором в кружках народных ремёсел занималось порядка 500 детей от 5 до 13 лет) в посёлке Двинской-Березник Виноградовского района написали заявление об уходе по собственному желанию. Причину своего поступка они объяснили неприемлемыми условиями реорганизации, проводимыми районной администрацией.
Директор дошкольного учреждения Татьяна Горбунова комментировала ситуацию следующим образом: коллектив не устраивают условия, в которые их ставят предстоящие нововведения. После них работники центра сохранят лишь имя педагога допобразования, но при этом потеряют все льготы и выплаты, причитающиеся этой категории работников.
В начале года родители и педагоги в 30-градусный мороз выступили на пикете возле районной администрации, требуя остановить процесс закрытия школы. Также коллектив учителей провёл ряд забастовок. Но на ситуацию это мало повлияло: процесс реорганизации «тормознули» лишь до 1 июня.
При этом за последнее время на директора центра было заведено аж две «административки». Неужели это чистой воды совпадение? Местные жители говорят, что таким образом оказывается давление на коллектив педагогов.
Заметим, что ни областной министр образования науки и культуры Иванкин, ни заместитель губернатора по социальным вопросам Макарова ситуацию почти никак не комментируют. Хотя накануне этой истории (в конце 2010-го года) Президент Медведев говорил о том, что необходимо сохранение и расширение профильных школ. Но, видимо, Иванкин и Макарова настолько заняты своими делами, что не слышат сигналов ни из Москвы, ни из нашей глубинки. Зачем нашему образованию министр Иванкин?
Свежие персонажи для басни Крылова
Ответ проглядывает в следующем примере. В Каргополе под вопросом существование базовой средней школы. Родители и учителя второй год отправляют Иванкину одно письмо за другим. Думаете, Иванкин стремится им помочь? Родители говорят, что в ответах Иванкина между строк они видят бомбу замедленного действия.
Звук «детонатора» этой «бомбы» каргопольцы услышали ещё весной прошлого года. Именно тогда по городу поплыли первые слухи о закрытии школы. Как обычно, людям ничего толком не объяснили, и в городе началась настоящая паника. Тогда родители были готовы выходить на голодовки, чтобы отстоять школу.
Ситуация вылилась за пределы Каргополя. На вопросы журналистов о судьбе каргопольской школы пресс-служба Правительства Архангельской области, ссылаясь на тогдашнего зама губернатора по социальным вопросам Елену Кудряшову (ныне ректора САФУ), отвечала следующее: «О закрытии речи не идёт, и учащиеся будут заниматься в том же здании. Источником финансирования остаётся областной бюджет. Средства будут перечисляться в форме субвенции муниципальному образованию».
Но уже через пару дней в местной газете появилась заметка за подписью Иванкина, в которой говорилось, что «проблема функционирования базовой основной общеобразовательной школы не снимается с повестки дня» и «решается вопрос о закрытии школы». На первый взгляд, это могло показаться досадной ошибкой. Трудно было представить, что министр Иванкин способен принимать решения вопреки мнению заместителя губернатора Кудряшовой.
Но сегодня стало ясно, что тогда Иванкин, скорее всего, просто выжидал момента, чтобы провести свою схему. Ведь, как говорят жители Каргополя, этой весной он нанёс прямой удар по их интересам.
Так, на вопрос о судьбе школы Иванкин ответил следующее: «Финансирование школы, функционирующей на базе учреждения среднего профессионального, противоречит действующему законодательству. Было принято решение о поэтапном закрытии данного общеобразовательного заведения».
Как же так? Ведь год назад в пресс-службе, ссылаясь на Кудряшову, отвечали журналистам, что «о закрытии школы речи не идёт, и учащиеся будут заниматься в том же здании. Источником финансирования остаётся областной бюджет. Средства будут перечисляться в форме субвенции муниципальному образованию».
Нам кажется, что ответ дан предельно чётко и ясно. Вряд ли его можно интерпретировать двояко. Только почему-то теперь получается, что он не соответствует действительности. Выходит одно из двух: либо Кудряшова не разобралась в законах и ввела общественность в заблуждение, либо Иванкин на свой лад интерпретирует действующее законодательство. Короче, один из них явно лепит горбатого.
Многолетняя нервотрёпка...
Разобравшись подробнее в ситуации, появилось ощущение, что не договаривает здесь Иванкин. Взять хотя бы тот факт, что закрытие школы происходит поэтапно. Зачем? Представляете, сколько времени родителям и учителям приходится жить в «подвешенном состоянии»?! Не зная, что будет завтра. То ли закроют, то ли оставят. То ли новую работу искать, то ли ещё дадут поработать. И в какую школу родителям вести первоклассников?!
Сложно объяснить логику Иванкина, решившего поэтапно тянуть кота за хвост. Родителям и учителям он своих мотивов не объясняет. Но компетентные люди говорят, что у Иванкина просто не хватает сил разом «прихлопнуть» школу с её коллективом учителей и взвинченных родителей. Вот и идёт многолетняя нервотрёпка...
И вряд ли в ней будет достигнут компромисс. Аргументы Иванкина о том, что другие школы (куда планируется распределить школьников) лучше оснащены и технически оборудованы, не внушают доверия. У каргопольцев на эти «лисьи сказки» совсем другой взгляд.
Во‑первых, как говорят родители, другие школы далеко не в идеальном техническом состоянии, поэтому они бы предпочли, чтобы их дети учились, как и много лет до Иванкина, именно в здании базовой школы.
Во‑вторых, в центре Каргополя остаётся всего одна школа. Вряд ли она сможет принять всех желающих. Остальные школы находятся на окраине города, так что придётся тратить кучу времени, чтобы добраться до них. К тому же эти переходы просто не безопасны для детей. Посмотрите на фото. Это центральные улицы Каргополя. Ни тротуаров, ни тропинок для пешеходов нет. Одна сплошная дорога для всех. По ней малышам идти до своих новых школ от 40 минут до полутора часов. Кто гарантирует, что дети, заигравшись, не окажутся под колёсами машин?
И в‑третьих, самое главное — существует большая вероятность того, что, «утрамбовав» детей в других школах, областные чиновники нарушат нормы СанПина. Впрочем, как-то юридически грамотный министр Иванкин заявил, что Ф.И.О. человека являются его персональными данными. Так что можно предположить, что Иванкин о СанПине даже не задумывается. Хотя, например, главный санитарный врач Каргопольского района Виктор Макеев на собрании коллектива школы говорил о том, что существующие в Каргополе школы плотно заполнены, и если перевести всех детей из базовой школы, нарушений норм СанПина не избежать. Вы в курсе этого «нюанса», господин Иванкин?
Р.S.Как отмечают социологи, в ближайшие годы количество школьников значительно возрастёт. Это связано с тем, что подросли дети, родившиеся после демографической ямы. Где они будут учиться при таком повальном закрытии школ? Сейчас с этой проблемой родители столкнулись на примере детских садов. К счастью, многих выручили бабушки. Неужели Минобразование во главе с Иванкиным рассчитывает, что бабушки смогут дать детям и среднее образование?
Есть мнение:
Оксана Гусакова, директор базовой общеобразовательной школы каргопольского педагогического колледжа:
— Школа № 3, которая находится в стороне от центра, может принять 196 учащихся... но не во всём устраивает многих родителей. Таким образом, юридически школы могут принять учащихся.
Но получится ли это фактически? Мы уже не говорим про педагогический коллектив, который на сегодня является достаточно квалифицированным и творчески работающим. Не говорим про сформированный учебно-методический комплекс, про налаженную работу школы. Всё это несложно закрыть, но не получится ли так, что через некоторое время возникнет проблема наличия мест в школах города?
В Каргополе планировалось строительство новой школы (об этом говорила на встрече учителей и родителей школы Л.И. Кустова, начальник Управления образования). Мы все понимаем, что после случившегося пожара школы в Мезени строительство школы в Каргополе, возможно, будет отодвинуто на какой-то период. Так может быть, закрытие базовой школы преждевременно?
Конечно, решение принимать не нам, но оно должно быть принято. Мы устали жить по рекомендательным письмам, а поэтапное закрытие школы считаем насмешкой над коллективом...