Семь футов под килем!
26 мая от причала морского-речного вокзала колесный пароход «Н.В. Гоголь» отправился в первый рейс вековой навигации. Отправился принаряженным и помолодевшим – собственник судна, судоремонтный завод «Звездочка» потратил на его подготовку к навигации порядка 40 миллионов рублей своих денег. Несмотря на объявленную кампанию по сбору средств на ремонт и реконструкцию колёсника, лишь единицы архангелогородцев и организаций откликнулись на призыв.
Зато не было недостатка в высерах-комментариях на информсайтах. Дескать, нечего им помогать, будут за наш счёт баб по реке на корпоративах катать или ублажать чиновничьи задницы. Не будем опускаться до спора с убогими – в 1961 году, когда Гагарин первым полетел в космос, вся страна на ушах от восторга стояла, и никто не ныл, что лучше бы больше колбасы, телевизоров и диванов сделали. Для самых непонятливых – для нас «Гоголь» сегодня то же самое, как тогда полёт «Востока» для СССР.
Особенно на фоне затерявшегося за забором 176‑го завода английского танка Mark-V и разрушенной шхуны «Запад». «Гоголь», сохранённый в первозданном виде умелыми руками северодвинских корабелов, не стоящий намертво приваренным к причалу, а держащий пар на марке, сегодня единственный реальный туристический и прочий бренд, визитная карточка области.
Безумству храбрых поём мы песню
Ничего не мешало «Звёздочке» давным-давно избавиться от парохода, списав его на металлолом. Поводов было хоть отбавляй – перестройка, дефолт, кризис, дикий капитализм, продолжающийся и по сей день. Короткая резолюция «непрофильный актив» – и умер бы пароход, как недавно почил в бозе цех по производству хрусталя на «Севмаше». И никто не посмел бы упрекнуть корабелов за отказ выделять деньги на содержание колёсника. Но рабочие «Звёздочки» не могли так поступить – модернизирующие подводные атомоходы, они впитали в себя и девиз подводников – вместе или победить, или погибнуть.
Они победили – в 100‑ю навигацию «Гоголь» вышел с обновлённым кормовым и носовым салонами. Первый, танцевальный, выполнен в стиле «модерн», второй выдержан под старину – «ретро». Кроме того, полностью перенастелены две палубы – вторая и прогулочная. Машина прошла плановый ремонт. Она – как заговорённая, её столетний механизм, собранный из немецкой стали руками сормовских корабелов, требует минимального вмешательства. Никакой усталости металла, такое впечатление, что непрерывная эксплуатация – для неё лучший эликсир.
В семье не без урода
Но с этим к областным властям, которые, однажды наградив пароход статусом памятника истории регионального значения, не дали ни копейки на реконструкцию, не используют богатый потенциал судна (туристско-экскурсионная деятельность, корпоративы), но зато, ни капли не смущаясь, выставили «Гоголь» на первый план прошедшего на минувшей неделе Международного туристического форума. Впрочем, ничего удивительного – привычка чиновников пиариться на чужих достижениях или щедро раздавать направо и налево обещания давно уже стала притчей во языцех.
Вот и на этот раз сановная свора с вельможными гостями величаво продефилировала по палубам «Гоголя», офуршетилась и выдала оставшейся на берегу публике устами облминистра по туризму Анастасии Старостиной очередное и эпохальное: при столичной поддержке будем добиваться в рамках разрабатываемой федеральной программы по развитию туризма финансирования дноуглубительных работ на Северной Двине для продления экскурсионного маршрута парохода до Котласа. Блажен, кто верует.
Интересно, а что мешало госпоже Старостиной и её предшественникам выйти с предложением предоставления «Звёздочке» за их труд по сохранению «Гоголя», например, налоговых льгот или, если брать по максимуму, честно признать, что помочь ничем не могут и инициировать процедуру передачи колёсника в федеральную собственность? А пока суд да дело, напинать турфирмы для организации круизов (в том числе социальных) по доступным для речного судоходства маршрутам.
Чистая экономика – чем больше рейсов, тем ниже их себестоимость. Но нет пророка в своём Отечестве или, выражаясь по-народному, языком молоть – не мешки ворочать. В одном не приходится сомневаться – впереди у «Гоголя» 101,102 … навигации!
Историческая справка
Пароход «Н.В. Гоголь» был построен на нижегородской верфи «Сормовский завод» в 1910 году. Длина – 70,7 м, ширина – 14 м, средняя осадка – 1,4 м. Силовая установка – два огнетрубных пролетных паровых котла. Главные паровые машины тройного расширения с золотниковым приводом Джоя, работая на бортовые гребные колеса, могли развивать мощность до 500 л. сил.
Имелся на пароходе свой источник постоянного тока, паровой штурвал и машинный телеграф. Двухпалубная, белоснежная надстройка придавала судну особую красоту и величественность.
Пассажировместимость – 695 человек. Вид топлива – до 1952 года дрова и уголь, затем мазут.
Весной 1911 года судно начало свою первую навигацию на линии Вологда – Архангельск. 5 августа 1918 года «Н.В. Гоголь» поступил в распоряжение зампредседателя Архангельского губисполкома П.Ф. Виноградова и выполнял особые поручения командования, подвозя из тыла к месту боев пополнение, боеприпасы, продовольствие, а затем превратился в плавучий госпиталь VI армии. Изменился и внешний вид парохода, он был выкрашен в серый цвет, а на стенку его верхней палубы нанесли отличительный знак – красный крест.
В 1921 году после ремонта он снова вышел на линию Архангельск – Вологда, перевозил грузы и пассажиров. Осенью 1939 года колесник встал на капитальный ремонт, у него заменили корпус – пароход стал длиннее. В годы Великой Отечественной войны пароход достойно нес трудовую вахту, являясь одним из лучших на Северной Двине.
В 1958-1959 годах на Велико-Устюгском заводе был выполнен второй капремонт парохода.
В 1972 году «Н.В. Гоголь» приобрело машиностроительное предприятие «Звездочка»для организации отдыха работников трудящихся. В течение двух лет корабелы переоборудовали пароход под плавучую базу отдыха (пассажировместимость – 140 человек), модернизировали системы пароснабжения, питьевого и технического водоснабжения, канализации, электроснабжения, радиосвязи, для обеспечения прохода под ягринским мостом на место зимней стоянки дымовая труба была сделана съемной.
С мая 1973 года «Н.В. Гоголь» – плавучая база отдыха работников «Звездочки» – двухдневные путешествия по Северной Двине совершили более 60 тысяч человек. По окончании навигации 1994 года «Н.В. Гоголь» был поставлен на очередной капремонт и реконструкцию, в ходе которых корабелы «Звездочки» перебрали все механизмы парохода, поменяли интерьер кают и других помещений, сделав их более комфортабельными и уютными. Сейчас на пароходе, способным с удобствами принять 53 туриста, имеются 29 кают (4 класса «люкс», 4 одноместные, 19 двухместных, 1 трехместная, 1 четырехместная), салон отдыха, танцевальный салон, кают-компания, бары, сауна. В неприкосновенности сохранена паровая машина парохода, та самая, которую изготовили и поставили на него в далеком 1911 году сормовские корабелы.
В 1997 году помолодевший на несколько десятков лет «Н.В. Гоголь» с новыми силами вышел в рейс по Северной Двине. В 1998 году пароход «Н.В. Гоголь» был объявлен памятником истории областного значения. В 2007 году речной круиз по Северной Двине на пароходе «Н.В. Гоголь» был признан лучшим туристическим маршрутом по Архангельской области.