Морская техника на рубеже веков. Часть 5

СПБУ «Арктическая» отправилась на ходовые испытания в Белом море

В прошлом выпуске «МК в Архангельске» («Морская техника на рубеже веков. Часть 4» от 29 июня 2011) мы начали беседу с заместителем главного конструктора проекта Анатолием Лазуренко о подготовке платформы к ходовым испытаниям. В минувший понедельник СПБУ «Арктическая» отправилась на ходовые испытания в море. Несмотря на всю занятность и ответственность мероприятия, у специалиста нашлось время продолжить диалог.

СПБУ «Арктическая» отправилась на ходовые испытания в Белом море

«МК в Архангельске»: Возникали ли непреодолимые сложные моменты в ходе подготовки к ходовым испытаниям?

А.Л.: Подготовка к ходовым испытаниям началась с момента проведения комплексных швартовных испытаний СПБУ, а они были запущены в 2010 году в это же время. За прошедший год было много сложных моментов, но у специалистов, проектирующих и создающих сложную технику, непреодолимых задач не бывает. Бывают трудные и дорогостоящие решения.
 
Вместе со мной на предприятии «Звёздочка» постоянно находятся 8­12 лучших специалистов проектанта ОАО ЦКБ «Коралл», которые всегда находили и находят оптимальные пути решения любых самых тяжёлых вопросов строительства и испытания СПБУ «Арктическая».
 
 
«МК в Архангельске»: Например?
 
А.Л.: В последние три месяца, прошедшие с момента нашей встречи, считаю, было три тяжёлых вопроса, которые специалисты ЦКБ успешно решили.
 
Во‑первых, на СПБУ поставлено два палубных крана, которые не были оборудованы соответствующими токосъёмниками, пожарной сигнализацией и сигнализацией о скорости и направлении ветра.
 
Вся сложность состояла в том, что это оборудование было закуплено у компании­поставщика, и мы как проектант могли только констатировать, что поставленное оборудование не соответствует техническим требованиям проектанта на закупку. Тем не менее, по просьбе Заказчика и ОАО ЦС «Звёздочка» специалисты ЦКБ «Коралл», находящиеся на «Звёздочке», выполнили проект доработки палубных кранов и согласовали его с компанией­поставщиком палубных кранов и Заказчиком.
 
Во‑вторых, автоматические выключатели (очень дорогостоящие изделия в количестве больше 2,5 сотен) были поставлены с оборудованием электроэнергетических систем и тоже не соответствовали проектным требованиям. ЦКБ «Коралл» в течение полутора месяцев «селекционировал» и адаптировал эти автоматические выключатели под оборудование электроэнергетической системы. В результате из 264 автоматических выключателей замене подлежат только восемь. Были сэкономлены огромные средства Заказчику.
 
 
В‑третьих, якоря повышенной держащей силы типа «Холла», поставленные на СПБУ «Арктическая», массой по девять тонн каждый оказались балансирными. Любой якорь типа «Холла» при подъёме всегда висит «крючком». Это нужно для того, чтобы на дне моря своими лапами якорь зарывался в грунт. Наши же якоря при подъёме висят «грузилом», лапы направлены вдоль оси веретена.
 
В моей практике я впервые встречаю такие якоря, которые, как оказалось, разработаны голландцами для огромных транспортных судов с целью, чтобы веретено якоря беспрепятственно заходило в клюз судна. Но на кронштейны СПБУ для укладки якорей такие балансирные якоря не ложились, поэтому ЦКБ «Коралл» оперативно разработал конструкторские документы на доработку якорных кронштейнов СПБУ, и якоря теперь легко и свободно укладываются на свои штатные места.
 
«МК в Архангельске»: Насколько нам известно, ранее дата выхода была назначена на 28 июня. Почему произошло смещение сроков?
 
А.Л.: В воскресенье, 26 июня, поздно вечером СПБУ приняла водоизмещающее положение. Она подняла опоры со дна заводской акватории, которые башмаками упёрлись в днище СПБУ. Это необходимо в первую очередь для проведения опыта кренования СПБУ и для возможности буксировки СПБУ в район проведения ходовых испытаний морскими буксирами, которые придут с Мурманска в последние дни июня.
 
«МК в Архангельске»: Что такое опыт кренования и зачем он нужен?
 
А.Л.: Опыт кренования – это серия наклонений СПБУ с одного на другой борт (в нашем случае эти наклонения выполняются перекачкой жидкого балласта с одного Аутригера в другой) с последующей обработкой результатов замеров при наклонениях.
 
Целью опыта кренования СПБУ является определение ее водоизмещения и положения центра масс (центра тяжести) порожнем.
 
Образно говоря, это как взвешивание новорожденного ребёнка, после чего ему одевают на ножку и ручку клеёнчатые бирочки – первый документ. Такие бирочки моего младшего сына я храню уже 27 лет. Так и наша буровая уже родилась и получит свой первый документ в виде отчёта по кренованию, который будет представлен в Архангельский регистр.
 
Согласование отчёта по кренованию директором архангельского филиала РМРс господином Батраковым Л.А. по большому счёту означает, что на следующем этапе Регистром будет выдано разрешение на проведение ходовых испытаний СПБУ «Арктическая».
 
 
«МК в Архангельске»: Вы лично будете участвовать в ходовых испытаниях СПБУ «Арктическая»?
 
А.Л.: Да, с начала и до конца ходовых испытаний я буду находиться на борту СПБУ «Арктическая». Из Севастополя проводить СПБУ «Арктическая» на ходовые испытания, а, соответственно, и напутствовать меня приедет главный конструктор проекта Алисейчик Александр Александрович.
 
 
«МК в Архангельске»: Тогда о том, как проходили ходовые испытания платформы, мы поговорим с Вами уже в начале августа?
 
А.Л.: Я не сомневаюсь, что программу ходовых испытаний завод­строитель и проектант совместно с заказчиком и РМРс в июле выполнят успешно. И надеюсь, что наш с Вами разговор о проведении ходовых испытаний СПБУ «Арктическая» будет интересным и познавательным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру