«Облачный край» в городе Ленина
…В середине 1984 года начинается «ленинградский» период группы – самый зрелый с точки зрения технической… Свежий материал Богаев подготовил с импровизированным составом музыкантов: вместо временно отбывшего в Украину Рауткина из Архангельска был приглашен вокалист группы «Святая Луиза» Владимир Будник. Сам же Богаев играл на гитаре и на басу, а на ударных стучал один знаменитый джаз-роковый барабанщик и пропойца Евгений Губерман, работавший также с «Аквариумом», «Телевизором» и «Августом».
Приехав на студию к Андрею Тропилло, «Облачный Край» одновременно с «Алисой», пишущей свой альбом «Энергия», начинает записывать альбом «Ублюжья доля», который вышел в свет в ноябре 1984 года. Альбом стал весьма популярным во всём Советском Союзе. Очень многие советские любители рок-н‑ролла начали своё знакомство с ним именно с этой работы. А песни с него в дальнейшем стали нерушимой основой их концертной программы.
Альбом открывает напористый боевик «Союз Композиторов», повествующий о «могучей кучке» престарелых разносчиков «высокого искусства» советского реализма, пытающихся подмять под себя всякую неугодную самодеятельность. Особо актуально эта песня звучала в далеком 1984‑м, когда многие советские группы очень пострадали от вышеупомянутой организации и её покровителей. Другим заметным номером альбома стала песня «Мой Афганистан», раскрывающая некоторые особенности менталитета дальневосточных народов, которых бесполезно пытаться перевоспитать.
Несмотря на множество огрехов, найденных музыкальными критиками впоследствии на этой пластинке, группа вышла на новый качественный уровень, значительно улучшив звук и в большей степени раскрыв свой творческий потенциал.
Во время работы над «Ублюжьей долей» Богаев впервые в жизни cтолкнулся с многоканальной техникой, на которой были записанны такие знаменитые альбомы, как «Белая Полоса» Майка или «Это не любовь» Цоя.
Свой следующий альбом Сергей Богаев и компания также планируют записать в Питере, на что получают радушное согласие Тропилло. Он и на сей раз был не против, поскольку считал группу уникальным явлением в советском роке. Его искренне восхищало мастерство Богаева, его новаторский для хард-рока гитарный стиль, в основу которого были положены приёмы звукоизвлечения, используемые при игре на различных индийских инструментах.
Хард-рок в советской пустыне
Альбом «Стремя и люди» записывался жарким летом 1985‑го неполным составом в виде Богаева и Лысковского. Это первая работа группы, в которой они использовали профессиональные инструменты, любезно одолженные у Гребенщикова и музыкантов группы «Странные Игры». Во время записи в студии появился и первый вокалист ансамбля Олег Рауткин, полный сил и готовый к новым творческим свершениям. А в качестве барабанщика вновь выступил Губерман, назвавший этот период своей деятельности одним из самых ярких моментов в жизни. Богаев также записал незначительную часть барабанных партий, о чём потом очень неохотно сознавался в интервью.
Когда альбом наконец-то был записан и начал бурными темпами распространяться по стране, наибольшим успехом стали пользоваться две песни: тяжелый боевик «Костя Перестукин» (сатирическая песенка о типичном советском стукаче) и трогательная баллада «Грустная история» о несчастной любви активиста комсомольской организации к проститутке. Не меньшего внимания заслуживала песня «Наша общая легавая», где под заводные гитарные риффы и гулкие басовые переливы во всех красках расписывались прелести плотской страсти людей.
Наконец, два финальных симфонических произведения, весьма органично созданные при помощи изобразительных средств тяжелого рока. В первую очередь это «Стремя и люди», повествующее о судьбе каравана, движущегося по пустыне к абстрактной светлой цели, а также «Мать порядка» – эпическая зарисовка, посвященная Петербургу времен первой русской революции. Обе композиции музыкально были решены в духе «Хованщины» Мусоргского и «Героической симфонии» Шостаковича – с тёмными, захватывающими воображение риффмами и виртуозными гитарными проигрышами Богаева, стилизованными под Блэкмора, Вагнера и Бетховена одновременно.
На сей раз «Облачный край», что называется, превзошли сами себя, создав один из мощнейших и разнообразнейших альбомов в истории отечественного рока. Здесь соединились воедино первобытная хардовая энергия музыкантов, безумные аранжировки, виртуозность исполнения и очень интересные образы, используемые в текстах, местами завуалированные при помощи эдаких космических символов и научно-фантастических метафор.
О'кей, Градский!
В тот период группу очень поддерживает знаменитейший певец и композитор Александр Градский, который передает по всесоюзному радио в передаче «45 минут в воскресной студии» песню «Костя Перестукин». Градский называет «Облачный Край» единственной достойной рок-группой в нашей стране, играющей самобытный и профессиональный хард-рок, которую можно не стесняясь поставить в один ряд с лучшими западными мастерами жанра. И действительно, в одном риффе «Облачного Края» рока гораздо больше, чем во всей многотомной творческой деятельности Градского.
В 1986 г группа «Облачный край», взяв себе краткий и удобный псевдоним «О'кей», была принята в небезызвестный Ленинградский рок-клуб и попыталась выступить со своим материалом на очередном фестивале. Однако вопреки пустым разговорам о «гласности» и «новом мышлении» язвительные и немного грубоватые тексты Богаева, наполненные беспощадной критикой существующего строя, не прошли так называемой «литовки».
«Облачный край» рвёт
Но уже через полгода ситуация резко изменилась. В Архангельске открылся рок-клуб, и «Облачный край» стали главными героями состоявшегося рок-фестиваля. Это был их первый полноценный концерт за всю историю. На сцене неизменную троицу дополнили бас-гитарист Андрей Ильичев и временно барабанщик Дмитрий Леонтьев.
В этом же составе музыканты выехали в Питер, где дали два концерта со своими старыми друзьями – группой «Алиса». А в сентябре дали жару на молодёжном фестивале «Подольск‑87», став, пожалуй, его главными героями.
Задиристо вопящий Рауткин размахивал над головой микрофонной стойкой, а в финале Сергей Богаев, порвав на гитаре две струны, на глазах у трёх тысяч зрителей начал крушить ее на куски, подобно своему кумиру Блэкмору, от души любившему вытворять подобное.
«Облачный край» рвётся
В 1990 году на всесоюзной фирме «Мелодия», благодаря все тому же Андрею Тропилло, музыканты записывают и издают на виниле ударный околометаллический альбом «Свободы Захотели?!» в очень красивой обложке, нарисованной Сергеем Супаловым – известным архангельским художником и фотографом.
Альбом неплохо продается. В этот период группа имеет очень мощный состав музыкантов и во многом достигает вершин своего творчества. Но не бывает радости без бед. В 1991 году после записи на Петростудии в Москве очередного альбома под рабочим названием «Облачный Край‑1991» трагически погибает басист группы Андрей Лукин, после чего группа фактически распадается: не даёт концертов и не записывает новых работ.
Новое время не для харда?
Только через восемь лет, в 1999 году, Сергей Богаев записывает и издаёт на студии «Антропе» альбом «Любовь к жизни», приглашая на запись сессионных музыкантов. Вокальные партии он исполняет сам. В 2003 году выходит альбом «Патриот», также записанный с сессионными музыкантами, весьма зрелый и качественный, а по музыкальным формам тяжёлый и переходящий в разряд современной металлической музыки.
С 2007 года начинается полное переиздание всех сохранившихся записей группы. Записи были взяты либо с оригинальных мастер-лент, либо с их копий, уже переведённых в цифру Сергеем Супаловым – основным хранителем творческого наследия «Облачного Края». Некоторые записи пришли из личных архивов самого Богаева и студии «Антроп» Андрея Тропиллы.
Последние шесть лет своего существования группа «Облачный край» работала над альбомом «Ыгыатта», названного так в честь якутской реки и увидевшего свет декабре 2010 года. Альбом стал очень личным произведением. Тексты во многом основаны на жизненном опыте, воспоминаниях и миропонимании Сергея Богаева. В записи ему помогли Губерман, Тропилло и другие.
Сергей Богаев ушел из жизни 2 июня 2011 года. Ему было всего 49 лет. На похоронах музыканта было малолюдно, и до сих пор никто из публичных людей не вспомнил вслух об уходе одного из самых выдающихся гитаристов в русском тяжелом роке. Сергей Богаев до последних дней записывал альбомы. Богаев просто оставался верным делу своей жизни.
При подготовке материала использованы источники:
1. 100 магнитоальбомов Советского рока.
2. Официальный сайт группы «Облачный край» http://www.ok-mrock.ru/discs/ok2010
3. Бурлака. Кто есть кто в советском роке.
4. Блог Алескея Вишни http://polittechno.livejournal.com/863545.html.
5. Троицкий А. Рок-музыка в СССР.