Вообще датой рождения этого здания можно считать 1 ноября 1852 года, когда в губернскую комиссию с прошением о дозволении купить земельный участок у купца Кузнецова обратился поверенный коммерческого клуба, онежский мещанин Николай Елезов. Заказ на строительство поступил от немецких лесопромышленников и членов Архангельского коммерческого клуба. Место для расположения здания было предоставлено на Дворянской улице (сегодня это Троицкий проспект) в районе Немецкой слободы (между нынешними улицами Логинова и Свободы). Внутреннее пространство залов коммерческого клуба позволяло размещать более тысячи человек, в каменной части здания был прекрасный зал на 400 мест, гостиные и даже губернаторская ложа.
Интерьеры коммерческого клуба тех лет
По свидетельствам исторических хроник, в Архангельском коммерческом клубе все было устроено так, чтобы удовлетворить интересы как мужчин, так и женщин. Были оборудованы и специальные комнаты для организации отдыха детей. Все заезжие знаменитости выступали на сцене клуба. Здесь читались лекции на разные темы, проходили собрания, особенно бурные и частые в революционные годы. Здесь же состоялись I и II губернские съезды Советов, провозгласившие установление советской власти в Архангельской губернии. С февраля 1918 года здание именовалось домом Архангельского Совета рабочих и солдатских депутатов. Позднее здесь располагались театр юного зрителя, Дом офицеров, кинотеатр «Хроника». В
В ноябре 1987 года на проспекте
Вообще таких Домов пропаганды памятников осталось в России всего два — в Архангельске и во Владивостоке, остальные к сожалению не смогли выжить в тяжелые
С особой заботой и любовью за домом ухаживала зампредседателя Совета Архангельского ВООПИиК Марфа Ивановна Меньшикова. После смерти Марфы Ивановны в 2001 году, горожане назвали дом ее именем. Название прижилось. Народная молва говорит, что при жизни Марфа была жесткой и властной женщиной с горячим и любящим сердцем. Ее душевная теплота и любовь до сих пор живут в стенах здания и мистическим образом отводят недоброжелателей:
Нынешний руководитель Марфиного дома Олег Пычин, не только доброй души человек, но и насколько нам известно хороший специалист по охране и экспертизе объектов культурного наследия, член Гильдии экспертов Союза архитекторов России. Сегодня Марфин дом — общественный
Старожилы Марфиного дома припоминают, что культура любит тишину, а Пычин, дескать, вроде как внук самой Марфы, так поэтому и фартит ему: наряду с творчеством в Доме проводятся и деловые мероприятия. В свое время еще при Марфе Ивановне была даже и антикварная лавка. Но Пычин не жадный: крутых авто не имеет, особняков — тоже, все средства, что называется, приносит в зубах в Дом. Что он там с ними делает — загадка, может, сжигает это «зло» на культовом костре перед образом Марфы или купается в купюрах как Скрудж Макдак, — доподлинно не известно, но, скорее всего, банально платит огромные счета за коммуналку.
Почти все здания учреждений культуры сегодня это огромные «пылесосы» которые работают на покрытие своих коммунальных платежей, вот и вынуждены работники культуры и о культуре думать и о том подумать как заработать на существование этой культуры…
Тайн и загадок у Марфиного дома очень и очень много: смотрители не раз видели в полотнах картин как открываются входы в иные измерения, по залам бродят призраки прошлого, скрипят половицы и открываются двери, хотя курить в здании, вроде бы, запрещено. Для каждого архангелогородца Марфин дом мил