Инициатива сохранения исторического наследия развития авиации принадлежит заместителю директора аэропорта «Лешконское» Сергею Федулову. Аэропорт в Лешуконском был открыт в 1932 году. В 1974-м образовано авиапредприятие, которое выполняло воздушные перевозки на Крайнем Севере – в Мезенском, Пинежском и Лешуконском районах. На «северах» самолёты Ан-2 трудились на перевозке рыбы, мяса и обслуживании экспедиций, а в южных районах нашей страны – на авиационно-химических работах, сообщает пресс-служба правительства области.
Как отметил Сергей Федулов, самолет Ан-2 – это долгожитель, единственный в мире, остающийся на вооружении более 65 лет. Он может совершить посадку как на грунтовых и травяных площадках, в тундре, на озере и на лугах.
С целью сохранения исторической памяти о развитии северного края, о тех, кто начинал с нуля и посвятил свою жизнь авиации, в Лешуконском районе был создан ТОС «Авиатор». Его участники поставили перед собой задачу провести реставрационные работы и установить памятник «Самолет Ан-2» на бетонном фундаменте.
«Тосовцы» разработали проект, составили смету на изготовление памятника и договорились с ОАО «Второй Архангельский объединенный авиаотряд» о передаче самолета. Своими силами провели ремонт машины, изготовили фундамент и ограждение.
По словам Сергея Федулова, в России памятник самолету Ан-2 был всего один – в Якутии. Теперь у Архангельской области появился свой памятник самолёту-труженику.
— Не перестаю удивляться идеям активистов ТОС! Яркий пример: проектная идея ТОС «Авиатор» МО «Лешуконское» – увековечить самолет АН-2 как память о развитии авиации на Севере. Благодаря таким людям мы сохраняем свое историческое наследие, – подчеркнула начальник отдела министерства по развитию местного самоуправления Архангельской области Ираида Умеш.