Приехав на Соловки «дикарем» корреспондент «МК» неожиданно для себя оказалась в роли паломника

 Соловки – это едва ли не самое почитаемое туристами место в России. Однако пока еще мало кто знает, что помимо обычного туризма существует и паломнический. Что это такое, мне довелось испытать на себе…

Приехав на Соловки «дикарем» корреспондент «МК» неожиданно для себя оказалась в роли паломника

И таковым оно стало уже в XVII веке. Поэтому побывать на Соловецких островах – это мечта многих. И если вы из этого числа людей, то обязательно должны посетить их. Теперь уже из личного опыта могу сказать, что это удивительное место просто грех не увидеть, грех не почувствовать его неповторимый дух, не познакомиться с его великой и трагической историей, не прикоснуться к его богатейшей культуре. Верующие люди называют Соловки священной землей, раем. Немирович-Данченко в своих воспоминаниях приводит слова монахов о Соловках: «Господь своим инокам предоставил их, чтоб здесь на земле еще видели, что будет даровано праведникам там, на том свете»

Божья благодать

С первого взгляда Соловки поражают своей неповторимой красотой, особой чистой, легкой, чудесной атмосферой, величественными монастырскими строениями, неоглядной морской гладью, звонким отдающим долгим эхом благовестом. Здесь человек обретает то состояние умиротворения, тишины, которое верующие называют благодатью Божьей. И вовсе не удивительно, что на Соловках так много паломников, трудников – людей, живущих и бескорыстно работающих при монастыре во славу Божию, так много людей, ищущих душевного покоя и утешения. Здесь витает русский дух… Если вы видели фильма Павла Лунгина «Остров», то ассоциативные параллели с живописными кадрами из него вам гарантированы.

«Соловки» или «Салавки»?

В 1885 г. Константин Случевский, известный русский поэт, риторически вопрошал в своих путевых очерках «По Северу России»: «Кто не знает Соловок, «святой остров Соловец», и откуда не шествуют к нему?». Надо думать, что для православного человека риторика Случевского сохраняет свою актуальность и сейчас, как, впрочем, и для подавляющего большинства жителей Архангельской области. Увы, в кассе московского аэропорта нас обескуражил вопрос девушки-кассира, как следует писать: «Соловки» или «Салавки». Только уточнив написание, она предложила купить билет до Архангельска, а уже оттуда добираться до Соловков. Выяснилось, что и дорога, и проживание на Соловках даже для жителя северного региона обходится отнюдь не дешево.

Дорогая дорога

Билет на самолет из Архангельска стоит 5 тысяч, столько же стоит и морской путь. Сэкономить на дороге можно, если поехать на поезде в Кемь, а затем пересесть на катер. Другая проблема, поджидающая туриста, – это жилье. О проживании в соловецкой гостинице лучше позаботиться заранее. Не надо верить форумам, на которых пишут, что на Соловках, как и в черноморских городах, туристов сразу же встречают желающие сдать им комнату. Возможность остановиться в частном секторе в сезон летних отпусков очень невелика. Для любителей околопоходного отдыха существует палаточный лагерь (150 рублей в сутки). Дикие условия смягчаются наличием неподалеку платного душа (150 рублей за 15 минут), бани и кафе.

Счастливый случай

Нам повезло. Святая земля встретила нас гостеприимно. Волею случая проблема жилья у нас решилась быстро, и все благодаря нашей попутчице, с которой мы познакомились в архангельском аэропорту. Она оказалась соловчанкой. Ее стараниями мы оказались в гостинице для паломников. И это было маленькое чудо, потому что свободных мест в гостинице не оказалось, как не было и шквала предложений от местных жителей снять комнату.

Общежитие для паломников

В гостинице для паломников останавливаются богомольцы, прибывшие сюда со всех концов России, а также из Белоруссии и с Украины. За проживание они не платят деньгами, зато выполняют посильную работу, к примеру, помогают в храме по хозяйству. Есть еще правило – поддерживать чистоту и порядок. Распитие спиртного и курение запрещено. Для женщин установлен дресс-код – длинная юбка и платок на голове, хотя это обстоятельство удивит разве что людей, совершенно далеких от церковных обычаев. А вот общепринятое у верующих обращение «братья и сестры» можно услышать не только среди соловецких паломников – оно звучит здесь повсеместно. Поэтому к нему быстро привыкаешь и, надо признаться, после возвращения в мир, отказываешься от него с грустью.

Здание гостиницы для паломников построено еще в XIX веке. Это деревянный дом с печным отоплением, правда, топить ее можно только на кухне, остальными, которые есть в коридоре и комнатах, пользоваться нельзя. Комнаты для паломников расположены на втором этаже. Живут в них по несколько человек, от пяти и больше. Железные кровати стоят вплотную друг к дружке, чтобы было больше мест для ночлега. Убранство комнат и гостиницы в целом крайне скромное, но бедность, как известно, не порок, и людей верующих такая скудость убранства не смущает. Главное, чтобы было чисто, об этом паломники заботятся сами, горничных и уборщиц в гостинице нет. Туалет общий, душ с горячей водой есть, но платный.

Братья по духу

Братья и сестры живут в разных комнатах, хотя приезжают сюда и семьями, и с детьми. Утром и вечером на кухне многолюдно, слышится речь не только русская, но и белорусская, и украинская. Встречаются даже... Однажды, идя по коридору гостиницы, увидела впереди довольно необычно одетого молодого человека: яркие малиновые штаны, черная рубаха… Подумала, музыкант. Однако когда он повернулся, оказалось… цыган. Вот так. У каждого из постояльцев гостиницы свои мотивы, побудившие приехать на Соловки. Так, разговорившись с женщиной из Днепропетровска, я узнала, что сюда она приехала с подругой, у которой из соловецких лагерей не вернулся дед, и что с ним случилось, неизвестно. Многие постояльцы в гостинице не впервые. По их словам, именно на Соловках им удается восстановить душевные силы, укрепиться духом, найти правильное решение жизненных проблем, ощутить полноту бытия. Ну и, конечно же, здесь много верующих бабушек, для которых паломничество уже стало образом жизни.

День у паломников расписан по часам. Помимо послушания и посещения церковных богослужений, у них есть время на экскурсии и прогулки. Все гости Соловков, и паломники и туристы, стремятся побывать на Секирной горе и острове Анзер. Не стали исключением и мы. На Секирку было решено отправиться самостоятельно, пешком. Через три часа пути появились сомнения в правильности выбранного маршрута. Очень кстати оказался проезжавший автобус с экскурсией, водитель которого по доброте душевной и подобрал нас.

Секирная гора

Секирная гора – это одно из тех мест, история которого, наверное, в полной мере отображает суть христианской религии. Магия природы, красота пейзажей и ландшафтов, которыми можно любоваться бесконечно, стоя на вершине, святая тишина и покой, белоснежный храм – все это поразительно контрастирует рассказам экскурсовода о трагических событиях, которые происходили здесь в 20–30-е годы прошлого века, когда на Соловках располагался печально известный СЛОН, оставивший кровавый след в советской истории. Именно в те годы и родилось крылатое выражение «Вся Россия боится Соловков, а все Соловки боятся Секирной горы!». Здесь, на Секирке, прямо в храме, был устроен карцер, что можно назвать верхом кощунства. Людей истязали изощренными способами: мучили голодом, холодом, жаждой, применяли страшные физические пытки. Экскурсоводы рассказывают, что и по сей день обнаруживаются места массовых захоронений заключенных. Люди умирали от эпидемий тифа, непосильной работы, истощения. 21 августа 1992 года у северо-западного склона горы силами монастыря был воздвигнут Поклонный крест в память о новомучениках Соловецких. Поистине, Соловки – это огромное кладбище, на котором покоятся тысячи и тысячи погубленных невинных людей, среди которых цвет русской и советской интеллигенции, духовенства. Трагических страниц в истории Соловков немало. Так, в царские времена обитель Соловецкого монастыря была местом заточения и приюта многих государственных деятелей. Интересно, что оставшиеся в живых заключенные СЛОНа вспоминают время своей неволи как «время удивительного духовного труда».

Ангельская порка

Все, кто посещал Соловки, отмечают, что у них, в преддверии встречи со святыней, менялось внутреннее состояние и поведение. В таком святом месте негоже ругаться, мыслить и говорить дурное. Здесь каждый камень, каждая пядь земли хранит память о героях иноках, здесь останавливается время, здесь земля обетованная. Существует легенда, что Секирная гора была названа так в память об ангелах, которые в образе двух благообразных юношей в назидание высекли прутьями жену покусившегося на завладение островами корелянина и изгнали ее с горы, говоря при этом, что остров предназначен для иноков. На месте «ангельской экзекуции» была поставлена часовенка, а у подножия горы – камень с текстом этой легенды. Кроме того, текст на камне содержал предупреждение, что на гору могут подниматься только образованные и воспитанные женщины. Время прошло, но, увы, женщины не меняются. И если вдруг с небес вновь спустятся светловолосые юноши и высекут какую-нибудь женщину, то вряд ли это вызовет удивление. Потому что если и бывает шум и крик на Соловках, то его источник – женщины. Даже облаченные в длинные юбки и косынки, с крестами на шее, они, тем не менее, не могут отказать себе в удовольствии поссориться друг с дружкой, например, из-за того, кому пришла очередь пойти на исповедь или нужно ли пропустить без очереди на ту же исповедь беременную женщину. Правда, всласть поссорившись, сестры начинают громко и нарочито просить друг у дружки прощения. Верно говорится: «Не согрешишь –не покаешься».

Анзер

До прихода большевиков история Анзера связана с праведной и уединенной жизнью монахов. Хотя есть здесь и дохристианские каменные сооружения и несколько лабиринтов. Анзер – это заповедное место. Здесь нет ни электричества, ни дорог, ни мирского населения. Природа острова сурова и вместе с тем сказочно прекрасна: сосновые и лиственные леса, озера, болота, песчаные и каменистые берега. Паломников прежде всего интересуют Анзерские скиты: Троицкий, основанный в начале XVII века, преподобный Елеазаром, построенный веком позже святым Иовом Голгофский. Существуют легенды о явлении основателям скитов Пресвятой Богородицы и легенды, связанные с происходившими в этих местах чудесами. О временах ГУЛАГа, его жертвах напоминает на Анзере береза, выросшая в форме креста – ее фотография известна каждому, кто мало-мальски знаком с историей Соловецких островов.

Чтобы попасть на Анзер, надо записаться на экскурсию как можно раньше –желающих побывать на этом острове немало. А путь туда долгий – вначале на катере, затем пешком. Группа отправляется в дорогу в 6 утра, возвращается вечером. Однако затраченные усилия вполне окупаются незабываемыми впечатлениями от увиденного.

О хлебе насущном

Нет ничего вкуснее соловецкой выпечки – хлеба, булочек, коврижек. Выпекают все это в монастыре по старинным рецептам. Другое незабываемое соловецкое лакомство – это мармелад из водорослей с кедровыми орешками, тоже приготовленный в монастыре.

О Соловецких подвижниках

Посетив Соловки, ты все больше убеждаешься в правоте тезиса из Заключения «Соловецкого патерика»: «И вот пять веков Соловецкая обитель существует молитвами преподобного основателя своего. Составляя убежище иноческой жизни, самою природою отдаленное от мира, она воспитала многих подвижников и угодников Божиих, которых имена благоговейно чтутся, а жизнь служит назиданием для православных. Ряд Соловецких подвижников еще не заключился и, по милости Божией, не заключится, пока будет стоять, среди волн моря и мира духовная твердыня – Соловецкий монастырь». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 13 августа 2014

Заголовок в газете: Паломник поневоле

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру