20 января специальные подразделения по конвоированию отметили профессиональный праздник

Наверняка каждый видел в городе большие машины с надписью «УФСИН», которые перевозят осужденных. Мы немного приоткроем завесу тайны, как именно это происходит, и кто охраняет преступников, находящихся внутри.

20 января специальные подразделения по конвоированию отметили профессиональный праздник
Инструктаж конвойного расчета

27 марта 1811 года по указу императора Александра I были сформированы воинские батальоны, на которые возлагалась конвойная служба. В последующие годы конвоиры сопровождали арестантов пешком и верхом на лошадях и проходили путь от Москвы до самой Сибири. В 1858 году Особое конвойное отделение начинает перевозить арестантов по железной дороге. В 1900 году конвойные команды вооружают трехлинейными винтовками. А спустя семь лет в Санкт-Петербурге и Москве арестованных впервые начинают перевозить к месту заключения на специальных автомобилях.

Началось все с роты Проблемы конвоирования лиц, содержащихся в местах заключения Российского государства в послеоктябрьский период, занимали особое место в правотворческой и правоохранительной деятельности новой государственной власти. Отсутствие единой системы исполнения наказания в виде лишения свободы оказывало серьезное влияние на характер, содержание и формирование организационных структур учреждений и органов, осуществляющих функции по охране и конвоированию заключенных. В структуре Главного управления местами заключения Наркомата юстиции на основании приказа Народного комиссара по военным делам от 21 апреля 1918 года для руководства конвойной стражей республики была образована Главная инспекция конвойной стражи в составе 10 штатных единиц во главе с заведующими. 28 мая 1919 года было принято постановление Совета рабоче-крестьянской обороны «О войсках вспомогательного назначения». Теперь эти формирования стали называться войсками внутренней охраны республики. Это стало серьезным этапом в формировании внутренних войск Советского государства. – На территории нашей области структура, занимающаяся конвоированием осужденных, существует порядка ста лет, – рассказал начальник Управления по конвоированию УФСИН России по Архангельской области Евгений Щербаков. – Именно тогда в наших краях начали создаваться конвойные роты. В числе одной из первых была, например, Онежская конвойная рота. В советские времена здесь существовала дивизия внутренних войск, которая, в том числе, выполняла и конвоирование осужденных. А в 1998 году функции конвоирования были переданы из МВД в Министерство юстиции. С 1 января 1999 года начало функционировать Управление по конвоированию в составе тогда еще Управления исполнения наказаний. На сегодняшний день в состав Управления по конвоированию УФСИН России по Архангельской входит три отдела. В 2015 году было осуществлено 846 караулов по плановым железнодорожным и автодорожным маршрутам, которыми перевезено около 22 тысяч осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Общая численность работников Управления по конвоированию составляет 274 человек.

Машины и поезда Сегодня архангельские конвоиры регулярно перевозят осужденных и подследственных по нескольким маршрутам. По железной дороге преступников везут в Котлас, Карпогоры, Москву. По автомобильным дорогам их отправляют в Онегу, Матигоры, на Лесную речку и, конечно, перевозят между учреждениями, расположенными вблизи Архангельска. В помощь сотрудникам приходят современные технологии. Итак, конвоирование начинается с того, что осужденных сажают в автомобиль. Это практически тюрьма на колесах. В ней находятся камеры, причем как одиночные, так и рассчитанные на несколько человек. На всех окнах решетки. Каждый уголок авто находится под видеонаблюдением. Сотрудник, находящийся в кабине, в режиме реального времени видит все, что происходит в салоне. Кстати, для перевозки заключенных существуют не только специальные автомобили, но даже отдельные вагоны. Здесь каждое купе отделено решеткой. А полок в них с каждой стороны не две, как мы привыкли, а три. Каждое такое купе-камера может вместить до двенадцати человек.

Без эмоций Естественно, охранять осужденных непосредственно в тюрьмах несколько проще, чем при их перевозке. Тут каждый караул работает автономно. – Бывает, конвой уходит в Москву на четверо суток, и тут все зависит только от самих сотрудников, – объяснил Михаил Щербаков. – Помочь им уже никто и ничем не может. Разве что можем дать совет по телефону, да и то, все мы прекрасно знаем, что связь есть не везде. Поэтому конвоиры должны обладать нешуточным самообладанием и всегда уметь сориентироваться в ситуации. – Я служу здесь уже 17 лет, – рассказал нам начальник караула Николай Санкович. – Самое сложное в нашей профессии – это общение с людьми. Нам приходится работать с различным контингентом. Приходится искать контакт с каждым. При этом сотрудник обязан соблюдать закон. Нужно всегда держать себя в руках, не позволять эмоциям взять верх. К счастью, на сегодняшний день у нас не было ни одного серьезного происшествия. Да и вообще, за то время, что я работаю, я могу сказать, что ситуация изменилась в лучшую сторону. Вначале двухтысячных мы перевозили значительно больше осужденных, нежели сегодня.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 27 января 2016

Заголовок в газете: Под конвоем

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру