Новый символ Архангельской области воспринялся общественностью крайне неоднозначно

Недавно у Поморья появился свой туристический бренд, который сразу вызвал много споров и вопросов. В символе, по замыслу разработчиков, положено видеть и птицу счастья, и ракету, и лес, и снежинку, и еще бог весть что. Однако настолько ли все очевидно, если, судя по большинству отзывов в Интернете, попытка разглядеть в нагромождении разноцветных черточек Архангельскую область – это что-то сродни тяжелой форме шизофрении…

Новый символ Архангельской области воспринялся общественностью крайне неоднозначно

Сам бренд достаточно минималистичен. По сути, это набор разноцветных символов. По словам создателей, в его основу легла наша традиционная северная птица счастья. Правда, разглядеть ее сумел далеко не каждый. Говорят, если включить мозг на полную, можно увидеть невесть что – все, как говорится, зависит от фантазии. Знак был разработан московской компанией «Point. Точка развития». Работа началась еще в мае 2015 года, в рамках III Архангельского международного туристского форума. Заявлялось, что в проекте принимали участие специалисты Британской высшей школы дизайна, что многими участниками интернет-дискуссии восприняли, мягко говоря, с недоумением. Ибо, если посудить, что специалисты вышеупомянутой школы знают, к примеру, о щепной птице, каргопольской игрушке, мезенской росписи, дремучей северной тайге, морошковых и брусничных россыпях, древних рубленых храмах и избах, поморских лодьях и петровских кораблях, традиционных узорах, резном кружеве окон, морозных узорах на стекле, деревянных конях на крышах… да мало ли о чем еще? Понятно, что есть и те, кому вся эта архаика покажется неуместной и старомодной. Что ж, наверное, есть такое. Тогда подключаем абстрактное мышление и современные тенденции...

– В Архангельске давно муссируется тема брендинга области, – пояснил руководитель туристско-информационного центра Архангельской области Олег Мосеев. – Встают вопрос, кем нам быть: Поморьем или, например, Архангельским краем, а может, доской или даже тоской? Но я понимал, что все это лихорадочные попытки приблизится к решению. Интегрированного же подхода до этого момента не было, и кому-то надо было взять на себя смелость и заняться вопросом. Изначально у нас не было цели гнаться за известными именами, которыми, в случае чего, можно прикрыться. Кроме того, лично я всегда был сторонником работы из глубины.

Арбузы и зодчество

Для полного погружения было проведено три пресс-тура: в Онегу, Коношу и Каргополь. Во всех этих районах лично побывала руководитель компании «Point. Точка развития» Наталья Рыбальченко. Также она пообщалась с представителями различных сфер, в том числе, туристического бизнеса, власти и общественных объединений. А на Чистых Прудах в Москве был проведен опрос. Прохожих спрашивали, с чем у них ассоциируется наш город и область.

– Было печально услышать от двух молодых девушек про арбузы, – рассказал Олег Мосеев (хотя, что требовать от московских барышень, если подобный географический кретинизм нет-нет да и проявит перед всеми какой-нибудь федеральный министр). – Мало кто вспомнил Ломоносова. Чаще всего звучало наше деревянное зодчество. В результате всей проделанной работы мы пришли к выводу, что проблемы с восприятием нашего региона есть как внутри, так и снаружи. То, что не все жители гордятся своей территорией и хорошо ее знают, – это очевидный факт. Люди мало путешествуют по области. Долгое время у нас доминировали Турция и Египет. Северянам хотелось утолить голод выездного туризма. Специалисты пришли к выводу, что в целом наш регион на данный момент неузнаваем. Кто-то, вероятно, вспомнит первый порт, у кого-то все же возникнет ассоциация с Ломоносовым или даже Петром I. Но нас все равно путают, и притом не только с Астраханью. Для некоторых Соловки – это часть Карелии. Новый бренд призван был показать особенности или, говоря проще, фишки нашей области и объяснить местным жителям, что им есть, чем гордиться. Хорошо, но про фишки мы уже упомянули выше, а вот удалось ли показать их настолько внятно, чтобы перед глазами сразу поплыла северная заснеженная тайга с прилепившимися к ней домами с поветями, расписные прялки и ракеты в виде трески, стартующие из-за деревьев

То ли птица, то ли лапша

В процессе работы появилось несколько вариантов и эскизов будущего бренда. Наконец, был выбран один единственный. Правда, как оказалось, далеко не все с первого взгляда могут понять, что же подразумевает картинка, которая обошлась более чем в четверть миллиона деревянных. Новый бренд таков, что увидеть в нем можно многое. С одной стороны, это набор ярких полосок, из которых по сути можно сложить что угодно и которые при ближайшем рассмотрении очень уж напоминают существующие в разных странах и городах логотипы. Можно предположить, что подобный абстракционизм – всего лишь модное веяние. Но что делать, когда появится другое? Менять логотип? С другой стороны, по мнению создателей, он гораздо более емкий и объединяет в себе все многообразие нашего края. В предложенной разноцветной лапше, по словам разработчиков, заложено все, что перечислялось выше. Нет одного – пояснений, как именно все это разглядеть, ибо у незнакомого с особенностями нашего уникального и разнообразного края россиянина или вообще иностранца с подобными ассоциациями наверняка могут возникнуть проблемы. В ближайшее время предстоит определиться со слоганом, передающим смысл созданного логотипа. А это, как показывает практика, непросто – надо найти слова, которые не будут замусолены и в то же время коротко и емко дадут представление об Архангельской области. Пока рабочим вариантом является «Архангельская область. Максимум впечатлений». Ну, скажем так, не слишком оригинально.

– Мы прекрасно понимаем, что далеко не всем нравится то, что сделано по нашему заказу, – признал Мосеев. – Поэтому готовы терпеливо и аргументированно объяснять все основные позиции. Но нельзя не признать, что настало время перейти от бесконечных кулуарных разговоров к конкретным концептуально обоснованным действиям. Дорогу осилит идущий! А еще мы рады любым предложениям и идеям.

И все-таки, кажется куда более уместным, если бы все-таки было решено объявить конкурс на лучшую концепцию регионального бренда. Тогда и повыбирать можно было бы, и сравнить модную графику с чем-то более традиционным, попробовать разные цветовые решения, представить лучшие эскизы на суд общественности. Однако было принято решение, довериться модным дизайнерам. Удачное ли было это решение или нет – споры, вероятно, еще предстоят. Однако надо признать очевидное: судя по развернувшимся в интернет-пространстве дискуссиям, особых восторгов картинка не вызвала и пока никак не ассоциируется с Арахнгельской областью даже у самих ее жителей. Тут уж либо привыкать, как к Писахову без чайки, либо требовать от дизайнеров представить на выбор как минимум несколько разноплановых картинок. Иначе как-то совсем однобоко выходит. Да и Русский Север – не пепси-кола, цветными палочками его не выложишь.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

– Мне очень нравится предложенный вариант логотипа и фирменного стиля. Он профессионально и убедительно выполнен, хорошо передает характер нашего региона и его огромные возможности, причем не только туристические. Давайте хорошенько подумаем над расширенной линейкой тех образов и слоганов, которые позволят применить эту концепцию в качестве единого регионального брендинга.

Сергей Сюхин, скульптор:

– На мой взгляд, Русский Север – хранитель духа нации. А в этом дизайнерском решении сложно увидеть дух нации. Этот бренд, наоборот, покушается на дух Русского Севера. Кроме того, меня очень смущает цвет. Также сегодня очень много однотипных брендов и логотипов. То, что нам показали, – не оригинально.

Радик Аднобаев, директор турбюро:

– Думаю, работа по обоснованию сделана неплохо, хотя вроде как в 90-е и начале двухтысячных мы это проходили и по той же схеме. Но вот окончание работы... Наверное, надо было кроме британской школы дизайнеров дело создания непосредственно логотипа дать на конкурс всем. А потом вынести на общее обсуждение. А то поставили перед фактом. Я понимаю, там, конечно, были личные амбиции у руководителя проекта быстрее сделать и получить личный моральный бонус. Но, как говорится, хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Наверное, такую работу надо делать, сверяясь с общественностью, и иметь несколько вариантов, чтобы можно было выбирать из чего-то. Может, я и ошибаюсь, но в таком виде и с таким методом его выстраивания логотип вряд ли будет рабочим!

Евгений Тенетов, и.о. директора Северного морского музея:

– Бренд или, вернее, правильно было бы его называть туристическим логотипом или символом, сделан очень профессионально. Я сам присутствовал почти на всех этапах его рождения. И, что очень важно, все этапы проходили публично и открыто – все, кто хотел, могли принять участие в обсуждении и вносить свои коррективы и пожелания. В итоге родился универсальный символ, современный и мобильный, с широким спектром графического инструментария. Негодование противников логотипа понятно. Все новое воспринимается в штыки. Это всегда преодоление, на то оно и новое. Многие символы и логотипы поначалу вызывали отторжение, а спустя время воспринимаются как нечто знакомое и естественное. Мне кажется, этим символом надо активно пользоваться, а время покажет, приживется он или нет. По крайней мере, до сих пор у нас не было профессионально скроенного и продуманного современного символа. А теперь есть. Хорошо это или плохо, решать нам.

Виктор Панов, художественный руководитель Молодежного театра:

– Мне кажется, что этот знак – оскорбление области. У меня возникает вопрос: почему символ моей области создавала британская школа дизайна? Чтобы создать бренд, нужно хорошо знать нашу область, знать людей, которые жили и живут в ней. А эти полосочки… что нужно употребить, чтобы увидеть там и подводную лодку и ракету? Ведь у нас в городе живут талантливейшие художники, которые могли бы нарисовать логотип гораздо лучше. Почему им не дали это сделать? Но, к сожалению, этим делом сейчас занимаются люди с сувенирным мышлением. Они считают, что щепная птица может быть нашим брендом. Но ее делают не только у нас, но и в других регионах, а значит, она не уникальна.

Дмитрий Трубин, художник:

- Особенно меня напрягло, что заказали разработку бренда Британской школе дизайна. Цвета совершенно не соответствуют нашим северным краскам. Скорее это напоминает фирму турецкого отдыха. Графика элементарная, которая делается всегда и везде. Получился какой-то унисекс, который для всех. Такой логотип можно было сделать для любого другого региона или мероприятия. Если бы его не продали нашей области, можно было бы продать какой-нибудь другой. Наша область очень разнообразна, и вместить все в один знак очень трудно. Сама идея щепной Птицы Счастья может и хороша, но не в такой реализации. Она трансформируется в солнце, а солнце – не самая сильная сторона Севера. Выглядит этот знак не убедительно. Он без лица. НА мой взгляд, заказывать бренд нужно было в России, чтобы сделать его менее британским и более русским.

Александр Тутов, товарищ атамана Северодвинской общественной организации «Союз казаков России»:

- Для меня брэндом региона давно уже стала - Родина Землепроходцев. Не зря именно от нас уходили в походы осваивать и изучать новые земли такие великие люди, как Дежнев, Ермак, Хабаров, Поярков, Баранов, Колчак, Седов, да и многие другие. Этого я в новом брэнде Архангельской области не заметил, кроме ассоциации с символикой сексуальных меньшинств ничего не возникает, можно еще что-то связанное со спортом представить. Нет ни оригинальности, ни узнаваемости, ассоциаций с Архангельской областью с Поморьем и Севером не возникает. И на северное сияние - это тоже не похоже. Говорят, что потрачено на это «художество» «всего» 250000 рублей. Оно и затраченной на него краски не стоит. Подростки, рисующие на стенах и заборах, лучше бы сделали. Увы, брэнд области совсем не получился.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 24 февраля 2016

Заголовок в газете: Кому бренд, кому бред

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру