Откуда растут ноги у современных тоталитарных сект

Истоки сектантского мировоззрения надо искать не на Западе - своих было немало

При слове «секта» сегодня на ум чаще приходят странные люди, пристающие на улицах или появляющиеся на пороге дома с проповедями о неминуемом конце света и призывающие отринуть все мирское, дабы обрести покой и веру в окружении мудрых гуру и праведных братьев, однако мало кто знает, что сектантство на Руси имеет весьма давние корни. Хлыстовство и скопчество – одни из самых мистических и таинственных страниц русской истории.

Истоки сектантского мировоззрения надо искать не на Западе - своих было немало
Известно, что именно к хлыстовской секте принадлежал «святой старец» Григорий Распутин, сыгравший немалую роль в дискредитации членов царской семьи и последующем падении русской монархии.

Хлысты

Секта эта имеет свою историю развития, учения, слагались которые постепенно. «Хлысты далеко не такие жалкие сумасброды, какими представляют их обыкновенно, что в основе их странных обрядов лежит целая система учения, ложного, конечно, но далеко не бессмысленного», – так описывает представителей одноименной секты автор книги «Русский простонародный мистицизм» Барсов.

Бог Данила

Официально считается, что секта возникла в середине XVII века в деревне Старой Костромской губернии. Основателем ее стал крестьянин Данила Филиппович, который был в тесных отношениях с неким чернецом Капитоном. Кстати, по имени последнего первых сектантов называли «капитонами». Позже они стали называться «христами». На сборищах своих занимались самобичеванием, поэтому в народе прижилось другое название – «хлысты».

Известен случай потопления церковных книг Данилой Филипповичем в реке Волге, после чего он объявился в деревне Стародубской в Егорьевском приходе, где на него «с неба сошел сам господь Саваоф, силы небесные вознеслись назад в небо, а Саваоф остался на земле в образе человеческом», воплотясь непосредственно в Даниле Филипповиче. С этих самых пор этот Данила Филиппович и «перестал быть человеком, а сделался живым богом», признавшие его, соответственно, называли себя «людьми божьими», а сам «живой бог» стал жить в деревне Старой и принимать прихожан в «Доме божьем».

Адептам секты Данила оставил 12 заповедей:

Азъ есмь Бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих, несть другого бога, кроме меня;

нет другого учения, не ищите его;

на чем поставлены, на том и стойте;

храните божьи заповеди и будете вселенныя ловцы;

хмельного не пейте, плотского греха не творите;

не женитесь, а кто женат, живи с женою, как с сестрой – неженимые не женитесь, женимые разженитесь;

скверных слов и сквернословия не говорите;

на свадьбы и крестины не ходите, на хмельных беседах не бывайте;

не воруйте, а кто единую копейку украдет, тому копейку положат на том свете на темя, и когда от адского огня она расплавится, тогда только тот человек прощение примет;

сии заповеди содержите в тайне, ни отцу, ни матери не объявляйте, кнутом будут бить и огнем жечь – терпите; кто вытерпит, тот будет верный, получит царство небесное, а на земле – духовную радость;

друг к другу ходите, хлеб-соль водите, любовь творите, заповеди мои храните, бога молите;

Святому Духу верьте.

Казалось бы, бог Данила проповедовал нравственную чистоту, однако на деле результат получался совершенно иным.

Моления хлыстов в «доме божьем» стали зваться «радениями» и проходили с плясками и песнями. Чаще всего это было импровизацией вошедших в экстаз адептов, нередко эта экзальтация происходила и с галлюцинациями.

Сама община называлась кораблем, начальник каждого корабля – кормщиком, чей авторитет был непререкаем.

Все сходьбища проводились в полной секретности, и, готовясь к ним, хлысты расставляли по углам молельного дома часовых, чтобы те в случае опасности давали знать, и хлысты разбегались.

Групповуха

Что же происходило на радениях? Да то же, что и сегодня – на каждом радении присутствовала пророчица, кормщик и, собственно, прихожане, которые, заходя, целовали руку или колено пророчице, читали молитвы и «радели с плясками и верчениями». Кстати, радения не принято было проводить в одежде – все переодевались в длинные рубахи, которые намокали от длительных плясок, после чего их попросту снимали, и «люди божьи» продолжали радеть уже вовсе без оных. В итоге исходом подобных собраний неминуемо оказывался свальный грех. Зачатые таким способом дети в народе прозывались «христосиками», поскольку зачаты были не от человека, но от вселившегося в прихожан от усердия в их молитвах святого духа.

Родившиеся мальчики воспитывались у пророков, девочки – у пророчиц, после чего они «шли на повышение в карьере» и занимали места своих учителей в секте.

Ангелы, диаволы и гады

Молились обычно хлысты только об одном: чтобы Иисус Христос открылся, поскольку он всегда рядом и может проявиться в любом верующем. Основанием для такого мнения явился вопрос волхвов, пришедших поклониться Спасителю: «Где Христос рождается?», а не «где родился?» – на этом был сделан вывод, что спаситель рождается постоянно и проявиться может в ком угодно. По мнению сектантов, открывшийся Христос во всем повторяет земную жизнь Спасителя, собирая свое малое стадо, которому и откроет секреты своего учения. Неверующие же являются преследователями и «распинателями». Соответственно, основателем своего учения «люди божьи» считали именно Иисуса Христа.

По хлыстовским представлениям Иисус родился человеком и сделался Сыном божьим только на тридцатом году своей жизни стяжанием святого Духа, который и сделал Христа помазанником и передал ему свое «правильное» учение. А произошло так благодаря усердным молитвам.

Таким образом, хлысты верили в реинкарнацию... и не только – они считали, что радения совершаются и на небесах, только без телодвижений и корчей, поскольку корчи происходят от того, что Святой Дух борется с темными силами, которых на небесах нет, а поучает сам Христос. По представлениям сектантов, добрые люди после смерти воплощаются в ангелов, другие праведники причисляются к лику святых, злые же и грешники становятся «диаволами», ну а нечистые, не познавшие пути Божия, воплощаются в скотов и гадов.

Вообще, те же законы кармы – земное предназначение человека состоит в том, чтобы после смерти человек мог воскреснуть или воплотиться в ангела. Нужно было только соблюдать условия: самоотвержение, преданность, уничижение, погребение себя самого, умерщвление плоти…

Но, как ни странно, хлысты не отрицали подлинности библейских и евангельских сказаний, но трактовали их по-своему, придавая тексту мистический иносказательный смысл, а иногда и просто исправляли слова.

Иконы они тоже читали по-своему и поклонялись им. Но само Святое Писание называли «сухарём» (давно перепрочитанным). Сказаниям о жизни святых хлысты не верили, поскольку считали, что святые и сами были хлыстами и совершали радения в своих кораблях. У хлыстов не принято посещать не свой корабль, чтобы не расходовать свою любовь на других прихожан и учителей.

Бывали среди них на радениях и странные состязания, заключающиеся в раздаче друг другу пощечин: если «человек божий» после хорошей затрещины подставил другую щеку и не вздрогнул, значит, он снискал благодать божью.

Поморский устав

Предполагается, что хлысты, скрываясь от розысков царской полиции, побежали на Север, в Архангелогородский уезд и Поморье, где впоследствии и возникло самое крупное согласие, поморское. Хлысты здесь нашли не только безопасность, но и почву, подготовленную для восприятия ереси. В Поморье было мало храмов, не хватало священников, и люди годами оставались без причастия, а дети – без крещения. Здесь сложилась практика совершения некоторых служб (утрени и вечерни, молебнов) без священника, благочестивыми и ревностными к вере мирянами, что неизбежно приводило к появлению самочинных обрядов и обычаев. Потом сами же хлысты объявили эту внецерковную практику «Поморским уставом».

«Белый голубь» Кондратий

Скопцы, или «Белые голуби», получили свое название из-за проводимого ими обряда оскопления (убеления), или, попросту говоря, кастрации. В извращенности понятий о боге они пошли еще дальше хлыстов. Их «Христы» уважались гораздо больше, чем сам Сын Божий – именно «живым богам» и «богиням» они воздавали главные почести. В России скопцы появились в XVIII веке – тогда хлыстовский пророк Кондратий Селиванов начал выступать с проповедью нравственной чистоты, среди своих он почитался за императора Петра III. Он и организовал секту скопцов в России.

Возьми, Боже, что нам негоже

Надо заметить, что не все члены секты («корабля», как и у хлыстов) подвергались оскоплению, – некоторые братья и «кормщики» не проходили эту процедуру, переходя в духовное скопство. У них, как и у хлыстов, проводились радения, тоже были кормщики и пророки-учителя. По сути, серьезным различием между ними и был обряд оскопления.

В основу учения легли оставленные Данилой Филипповичем заповеди. Таинств церковных они не признавали, а над священством смеялись – уважали они только иконы Георгия Победоносца и архангела Михаила, сидящего на крылатом огненном или белом коне, поражающего копьем змия. По верованиям сектантов, Михаил и Георгий изображают скопцов; огненный или белый конь – символ обожженной плоти, змий – похоть, копье – орудие оскопления. На иконе со святым Георгием изображались еще и спасенная им царская дочь, сам царь и город. Царская дочь здесь – символ души, спасаемой от гибели оскоплением, царь – бог, с любовью смотрящий на угодное ему дело самооскопления, город – символ неба, где окажется скопец за свой подвиг.

Плоть и кровь

С 1804 года скопчество активно распространилось на территории России и Русского Севера. Произошло это потому, что духовные власти не видели их учение противным христианству – даже наоборот, видели в них усердных прихожан, щедро жертвующих деньги на украшение церквей. Вероучение распространилось гораздо серьезнее, когда скопцов стали отдавать в солдаты, только теперь скопцами становились военные, которые не выдавали своих оскопителей даже под давлением. Скопили детей и женщин, заманивая обманом в свои «корабли», иногда скопили против воли. Довольно часто люди просто не выживали после этой процедуры.

Существовали у них и свои так называемые обряды «причащения телу и крови», на которых молодую девицу сажали в чан с теплой водой и отрезали левую грудь. Тут же в плясках отрезанную часть тела съедали «на всех». Подтвержден случай в Павловске под Петербургом, когда в доме местного купца Якова Фролова, в котором устраивались сходки сектантов, на чердаке при обыске нашли закрытый ящик, в котором находись высушенные человеческие части тела.

С 1834-го Николай I объявил скопчество особо вредной сектой, наказанием за оскопление стала каторга, и только после революции над сектантами прошли суды.

Некоторые параллели с современными псевдохристианами настолько очевидны, что дают основание полагать, что именно эти две секты подготовили благодатную почву, на которой уже в смутные 90-е годы ХХ века произросли всходы внедряемых на территории страны западных тоталитарных учений.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 24 августа 2016

Заголовок в газете: Поморский устав, или «Аз есмь Господь Саваоф»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру