Почему в области пробуксовывает социально ориентированный бизнес

Тема социального предпринимательство становится не просто популярной, но даже модной, несмотря на то, для России это относительно новое направление деятельности. Особенно вопрос становится актуален сегодня, когда государство планирует передать часть социальных функций и денежных средств федеральных и региональных программ малому бизнесу.

Почему в области пробуксовывает социально ориентированный бизнес

До сих пор нет четкого понимания, кто же является социальным предпринимателем и какие конкретно функции он должен выполнять? Как отличить благотворительность, социальную ответственность бизнеса, социальные услуги и социальное предпринимательство? В этих вопросах постарались разобраться участники круглого стола «Развитие и поддержка социального предпринимательства», который проходил в рамках деловой программы Маргаритинской ярмарки.

Министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Андрей Алмазов признал, что сам термин «социальное предпринимательство» законодательством пока не определен. Есть ряд требований: во-первых, это должен быть самостоятельный бизнес, который может существовать сам по себе; во-вторых, он должен быть направлен на решение или смягчение социальных проблем в обществе или оказание социальных услуг.

В Архангельской области существует реестр социальных предпринимателей. На сегодняшний день в него входит 62 организации, но львиную долю из них представляют государственные учреждения социального обслуживания.

Государству выгоднее переложить на плечи социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) или индивидуальных предпринимателей социальное обслуживание граждан, так как они ближе к людям и лучше знают своего потребителя и его потребности. Власти в лице различных министерств останется только заключить с ними договоры на оказание таких услуг и осуществлять контроль над качеством.

Попасть в реестр – целая проблема

В 2015 году из бюджета было выделено 36 миллионов рублей для того, чтобы передать их социальным предпринимателям, но почти в полном объеме они вернулись обратно. В 2016 году заложено всего 17 миллионов, но на сегодняшний день освоено лишь полтора.

Председатель Союза общественных организаций инвалидов Архангельской области Николай Мякшин рассказал, что выделенные в бюджете занимающимся социальным обслуживанием предпринимателям и организациям деньги не осваиваются в полном объеме, потому что войти реестр социальных предпринимателей проблематично.

Региональным министерством труда, занятости и социального развития социальные услуги предоставляются на основании утвержденных тарифов. Сейчас действуют заниженные тарифы, которые не соответствуют затратам, поэтому их необходимо пересмотреть, чтобы создать интерес для малого бизнеса участвовать в социальном предпринимательстве.

– Если нет других источников финансирования, то зайти на этот рынок очень трудно, без оборотных средств оказывать услуги невозможно. Да и размер тех финансовых средств, которые отпускаются по тарифу, недостаточен, чтобы организовать работу самостоятельно. Бизнес идет за прибылью, а с теми тарифами, которые есть на сегодняшний день, можно работать только убыток, – уверен Николай Мякшин.

Предприниматель из Северодвинска Татьяна Хромцова рассказала, что обычно в социальное предпринимательство идут те, кто хочет помогать людям, но они совсем не знают, как зарабатывать деньги.

– Мы работаем в сфере физкультуры и спорта. Как начинающий социальный предприниматель могу сказать, что в социальное предпринимательство идут работать неравнодушные люди. Просто так таких неравнодушных людей не найти, поскольку больших денег там не заработаешь, а зарабатывать надо, чтобы это было предпринимательство, – считает Татьяна.

По ее мнению, для того чтобы деятельность приносила деньги, нужно создать в области школы или организовывать специальные курсы, на которых людей учили бы определять социальную проблему, просчитывать бизнес-модель и оказывать сопровождение молодого предпринимателя.

Два пути в социальное предпринимательство

Вступая на путь социального предпринимательства, бизнес должен осознавать, что это малоприбыльная деятельность. Заработать здесь можно, как говорится, только на кусок хлеба, иногда с маслом.

Существует два пути прихода в социальное предпринимательство: первый – когда в него приходят «социальщики», не потому что там можно заработать, а потому что это «для души»; и второй – когда устойчивый бизнес, заработавший много денег, теперь хочет начать делать добрые дела.

По мнению директора Центра социальных технологий «Гарант» Марины Михайловой, может, и хорошо, что термина для социального предпринимательства еще не придумали.

– Сейчас в этом поле множество интереснейших форматов, которые абсолютно не связаны с социальными услугами. Если мы пытаемся приравнять социальное предпринимательство и оказание социальных услуг за деньги министерства, то мы схлопываем эту идею вообще, – считает Марина Евгеньевна.

Она привела пример предпринимательства, когда в одной из деревень на Алтае открыли карамельную фабрику. В чем тут социальность бизнеса? А в том, что предприниматель тем самым спас целую деревню от вымирания и жителей от безработицы. Ведь это и есть решение социальных проблем в обществе.

Согласна с ней и представитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» в Архангельской области Светлана Бызова. Термин «социальноге предпринимательство» гораздо шире – под ним следует понимать бизнес, действия которого направлены на решение соответствующих проблем в регионе.

– Власти взяли курс на разгосударствление социальной сферы, – добавляет Марина Михайлова. – Мы сегодня говорим о передачи части услуг в негосударственные организации и НКО. Социально ориентированные НКО начинают активно развивать бизнес в связи с тем, что появились кошельки из которых им готовы будут заплатить. Бизнес начинает активно заходить в социальную сферу и решать социальные задачи в связи с изменением в экономики в целом.

Пока законопроект о социальном предпринимательстве находится на рассмотрении, необходимо предпринять все меры, чтобы понятие социального предпринимательства не было заужено, иначе есть большая вероятность потерять до 80 процентов социальных предпринимателей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 28 сентября 2016

Заголовок в газете: Твори добро: предпринимательство или благотворительность?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру