Арктические перспективы на завтра: в Архангельске прошел международный форум

Какое место отведено Архангельску в инфраструктуре Арктики?

26.10.2016 в 00:32, просмотров: 2535

Форум собрал представителей ведущих российских и зарубежных нефтяных и газовых компаний, предприятий судостроения и машиностроения, промышленных и транспортных предприятий, научных и образовательных учреждений. Участники обсуждали возможности и перспективы реализации нефтегазовых проектов в Арктике, формирования транспортной инфраструктуры на Севморпути.

Арктические перспективы на завтра: в Архангельске прошел международный форум

Из числа всех регионов Архангельская область в Арктике исторически занимает ключевое место. Еще в XV веке поморы начали осваивать северные моря, а архангельский порт долгое время оставался единственным в своем роде.

Сегодня наш регион – самый северный арктический субъект, так как в его состав входят острова Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. В Архангельской области проживает порядка 30 процентов всего населения арктической зоны, здесь сосредоточены колоссальные промышленные и природные ресурсы.

Сегодня в регионе создан фундамент для сопровождения транспортной, военной, хозяйственной и экологической деятельности в Арктике на Северном морском пути.

Архангельский транспортный узел – важная часть транспортной системы Российской Федерации. В регионе создана система региональных портов, полярная авиация, технический флот и суда ледового класса, северная метеослужба.

– Сегодня мы вышли на проектный уровень по добыче и переработке северных алмазов. Мы твердо уверены в реализации проекта «Белкомур» и перспективах строительства глубоководного порта в Архангельске, – отметил заместитель председателя правительства Архангельской области Виктор Иконников. – Еще один проект, который уже стартовал, – освоение Павловского месторождения полиметаллов на Новой Земле. Архангельская область будет наращивать свое присутствие и свой потенциал в Арктике.

Точка опоры

Развитие Арктики планируется через систему так называемых «опорных зон». Всего таких зон создано восемь штук, одна из которых – Архангельская. Задача опорных зон состоит в том, чтобы увязать все проекты и ресурсы, что находятся на их территории, для развития социально-экономической деятельности в арктической зоне и получения максимального синергетического эффекта.

По словам руководителя отдела макроэкономического прогнозирования, стратегического планирования и пространственного развития Совета по изучению производительных сил минэкономразвития РФ Ольги Смирновой, сегодня министерством ведется доработка новой версии государственной программы социально-экономического развития Арктики до 2020 года. Она включает в себя пять подпрограмм, одна из которых посвящена созданию и формированию опорных зон. Объем госпрограммы до 2030 года составляет около пяти триллионов рублей.

В рамках программы ключевыми проектами для Архангельской области будут развитие регионального технологического парка, судостроения и рекреационной инфраструктуры, строительство глубоководного морского порта «Архангельск» и связанного с ним проекта «Белкомур», идея которого, по словам Смирновой, «красной нитью проходит через несколько арктических регионов».

Главная транспортная артерия

На сегодняшний день общий грузооборот архангельского порта по итогам 2015 года составил порядка четырех с половиной миллионов тонн, более 2,5 миллиона составляет экспорт. По словам Виктора Иконникова, экспорт у нас большой, а импорта очень мало, однако в связи с реализацией арктических проектов растет каботаж.

Крупнейший инвестиционный проект, который ждет Поморье, – строительство «Белкомура». Проект имеет две составляющие: железнодорожную магистраль, которая объединит четыре региона общей транспортной магистралью, и глубоководный морской порт «Архангельск». Реализация этих проектов позволит оптимизировать логистику следующих с Урала и из Сибири грузов и снизить стоимость доставки грузов к порту.

На прошлой неделе в Пекине было подписано соглашение о намерениях по реализации проекта строительства нового глубоководного порта в Архангельске между компанией «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» и компанией Poly International Holding Co. Так проект обрел инвестора.

– Очевидно, что главным путем перевалки грузов скоро станет вода. Вы думаете, почему сегодня наши китайские партнеры здесь? Почему они так активно участвуют и в «Белкомуре», и в строительстве порта? – сказал губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Вопрос был, конечно, риторическим, поскольку ответ на него вполне очевиден. Строительство нового глубоководного порта с возможностью круглогодичного захода крупнотоннажных судов планируется на 55 километров севернее Архангельска – в районе острова Мудьюг, в северной части Сухого моря Двинского залива. Перспективный грузооборот Архангельского глубоководного порта к 2030 году оценивается в размере около 30 миллионов тонн.

Также Игорь Орлов сообщил, что полным ходом идет подготовка к международному форуму «Арктика – территория диалога», который Архангельск примет в конце марта будущего года.

Площадкой проведения форума станет Северный Арктический федеральный университет. Уже определена главная тема – «Человек в Арктике», поэтому предметом диалога станет все, что связано с жизнедеятельностью в Арктике.

Отметим, что теперь Архангельск станет постоянным местом проведения этого форума. В соответствии с постановлением Правительства России от 27 сентября 2016 года форум «Арктика – территория диалога» будет проводиться в столице Поморья раз в два года.

Единая тарифная политика

Генеральный директор ООО «Оборонлогистика» Антон Филатов рассказал о недостатках существующей транспортной системы.

– Сегодня в Арктике требуется создание экономически эффективной военно-гражданской логистической системы двойного назначения. Развитие и совершенствование логистики на Северном морском пути является для федерального оборонного ведомства одним из приоритетов, так как это является критически важным для обеспечения нашего возрастающего военного присутствия в Арктике, – заявил Антон Филатов. – Потребность перевозки военных грузов ежегодно увеличивается на 10–15 процентов, и в первую очередь – за счет военного строительства.

К основным недостаткам действующей транспортной системы он отнес отсутствие единой тарифной политики и централизованного управления ресурсами.

В настоящее время действует лишь один документ, контролирующий ценообразование морских перевозок, – тарифы на перевозки грузов морским транспортом в каботажном плавании.

– Только ледокольная проводка и ряд портовых услуг имеют выстроенную тарифную политику. Но ценовая политика ледокольного сопровождения вызывает критику участников и в настоящий момент является для некоторых видов бизнеса пороговым явлением, из-за которого они не могут вести ранее наработанные бизнес-схемы, – констатировал Антон Филатов.

По его словам, необходимо внедрить единую тарифную политику и создать прейскурант транспортных услуг в Арктике.

Новый консультативный совет

Подобную проблему обозначил руководитель «Северного морского пароходства» Яков Антонов. Он сказал, что для многих судовладельцев и грузоотправителей камнем преткновения является низкая скорость обработки грузов и высокие сборы за ледовую проводку.

– Мы прекрасно понимаем, что тенденция снижения объема перевалки, которая у вас наметилась и достаточно длительный период времени существует, требует нашего участия. Нужно взаимодействовать, – обратился к участникам встречи губернатор. – У нас есть свои возможности помочь вам. Есть проблемы с тарифами – давайте посмотрим, какие могут быть налоговые преференции для вас.

Главой региона было предложено создать постоянный консультативный совет по вопросам морской логистики при правительстве Архангельской области. Создать совет по поручению губернатора должны в течение недели. В него войдут представители бизнеса и власти.

Всем заинтересованным сторонам было предложено собираться раз в месяц или по необходимости и вместе решать возникающие вопросы.

Центр арктической логистики

В рамках ХХ Петербургского международного экономического форума правительство Архангельской области заключило соглашение с ООО «Оборонлогистика». В рамках данного соглашения на территории региона будет создана единая система планирования и управления перевозками.

– Ушло то время, когда можно было зарабатывать большие деньги перевозчикам на разовых крупных работах. Сейчас пришло время оптимизации усилий и координации совместной деятельности и для того, чтобы перевозки не стали убыточными, и чтобы заказчики могли планировать свои расходы, – сказал генеральный директор ООО «Оборонлогистика» Антон Филатов.

На базе одного из дочерних предприятий будет создан центр управления морскими перевозками, в котором будет аккумулироваться максимальный объем информации и по мониторингу выполнения работ, и по планированию будущих работ.

Например, если нужно отправить небольшой груз на Новую Землю, то фрахтовать целое судно для этого необязательно, груз можно будет отправить в качестве попутного с тем, кто уже загрузился и держит путь на Новую Землю.

Предположительно с открытия навигации 2017 года такой центр уже будет работать в Архангельске.