Недетские проблемы под маской детской лени

В медицинских и психологических особенностях детской лени мы разбираемся вместе со старшим преподавателем кафедры психиатрии, заведующей службой психолого-социальной работы СГМУ Татьяной Низовцевой.

В медицинских и психологических особенностях детской лени мы разбираемся вместе со старшим преподавателем кафедры психиатрии, заведующей службой психолого-социальной работы СГМУ Татьяной Низовцевой.

— Лень — это тревожный симптом, нормальное явление или всё-таки пробел в воспитании?

— Лень свойственна всем людям. И иногда лениться — абсолютно нормально. Психологи, например, говорят, что когда человек здоров и его всё устраивает, то он должен спокойно переносить «ничегонеделание» — состояние, когда он ничем не занят, нет никаких задач и планов. Но это—краткосрочное состояние. О лени как о тревожном симптоме можно говорить в том случае, если «ничегонеделание» продолжается слишком долго или связано с тем, что из-за этого состояния ребёнок пропускает что-нибудь важное. Например, отказывается куда-то идти, испытывает трудности при повседневных делах, хотя раньше выполнял это с удовольствием.

— Но ведь при этом ребёнок не всегда способен объяснить своё состояние.

— Да, но он может, например, сказать: «Я не пойду, потому что у меня болит». И здесь имеет смысл начать наблюдать, задавая себе вопросы: а как часто, в каких ситуациях подобное происходит с ребёнком? Порой можно выйти на очень интересные проявления, симптомом которых является лень.

— Какие именно?

— Например, это может быть наличие какой-то острой ситуации, которую переживает ребёнок. Причём ситуация может быть настолько сильна, что останавливает активность. Такой ступор: «Я не могу ничего делать. Я не знаю, что делать». И вот здесь родителям надо быть очень внимательным, поскольку ситуация может быть связана с клиническими проявлениями депрессии. Обычно это такие проявления, которые продолжаются длительное время — не менее шести недель. И которые невозможно изменить, например, с помощью беседы.

— То есть способ: «Поговорили и стало легче» — не работает?

— В случае, если проблема депрессивного плана или ситуация связана с изменением баланса нейрогормонов, — нет. Трудность ещё и в том, что ребёнку сложно вербализировать свою проблему. Он говорит: «У меня болит». И... попадает в поле зрения врачей. Но дело в том, что у депрессии существуют маски. Она может маскироваться, например, под заболевание желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы и даже под зубную боль. В итоге к нужному специалисту ребёнок попадает не сразу.

— Но бывает ведь и самая обычная лень. Классическая, когда ребёнок просто «пинает балду». Как реагировать?

— Первое — понять, в чём причина лени. А такая причина обязательно есть. Понаблюдайте за особенностями ребёнка. Иногда родители, например, жалуются, что сын ленится, а он у них просто очень спокойный. И это не вопрос лени, а вопрос разницы темпераментов, поскольку родители сами по себе могут быть очень активными и лёгкими на подъём. А ребёнок просто вот такой — медлительный. И возникает конфликт на пустом месте. А всего-то надо дать возможность ребёнку делать так, как он привык, в привычном для него темпе.

— То есть, правило первое — не торопить.

— Да. И сохранять спокойствие, так как в ситуации, когда вы сами волнуетесь, можно сделать много неверных с педагогической точки зрения решений. Не обвиняйте: «Ты ленивый, ты ничего не можешь! Давай быстрее! Посмотри на Петю, он уже всё сделал!» — а высказывайте своё мнение, если, конечно, ребёнок готов вас слышать: «Я вижу... Я чувствую... Мне не нравится... Я бы хотел, чтобы ты делал это чуть быстрее». Другой важный момент, о котором многие взрослые часто забывают, — необходимо выработать единую стратегию действий. То есть: все взрослые в семье, если они хотят чего-то добиться от ребёнка, должны действовать сообща. Не должно быть разногласий между мамой и папой, мамой и бабушкой и так далее.

— Часто родители жалуются, что они, мол, просят ребёнка о чём-то, а он не реагирует. И вот они просят раз, два, а потом срываются на крик.

— Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка: кому-то достаточно просто сказать, а кому-то лучше написать или показать, поскольку устное обращение — это не его способ общения. И больше пользы будет, особенно если ребёнок маленький, если вы просто нарисуете. Например, изобразите на бумаге последовательность, как собираться на улицу зимой — как одеваться.

— Очень частая ситуация: ребёнок ленится собирать игрушки.

— Это тоже вполне нормальная история. Когда малыш играет, то его подталкивает интерес, любопытство, яркость игрушек, а собирать — это трудоёмкая работа. Проблема решается, если родители выбирают язык ребёнка, то есть начинают разговаривать с ним на его языке — «играют» в приборку: «Приехал волшебный грузовичок! Складываем кубики наперегонки!»

— А во что «играть», если ребёнок, например, отказывается делать уроки? Мама перепробовала все способы, а он даже не открыл учебник.

— Не бывает ситуации, когда нельзя найти подход к ребёнку. И если родители говорят, что перепробовали всё, а результата нет, это значит, что «ещё не все ресурсы исчерпаны». Начинаешь выяснять, и оказывается, что они попробовали «сказать тихо», «сказать погромче», а затем — «сказать с ремнём в руках». И всё. Диалога нет. Или, например, родители говорят, что ребёнок слушается, мол, только тогда, когда на него кричат. То есть, реагирует на очень сильные эмоции. И это тоже повод задуматься. Возможно, ему просто не хватает внимания. И он подсознательно будет выводить взрослых на это агрессивное состояние, чтобы получить свою порцию внимания, чтобы родители поняли: «Рядом тоже кто-то живёт».

— А если ребёнок не просто ленится, но и грубит в ответ?

— Здесь я бы взяла паузу, чтобы посмотреть, как строятся взаимоотношения в семье. Важно понять, где ребёнок усвоил этот способ поведения. Конечно, можно сказать: у нас дома всё хорошо, мы не кричим друг на друга, это он «притащил» со школы. Но это не так.

Момент захвата роли всегда происходит в семье. Хотя, может быть, это не очень просто осознать родителям. Даже если ребёнок уходит в школу, где с утра до вечера слышит грубые выражения, то это действительно может где-то проскочить — бранное слово, грубая реакция — но в базовом репертуаре у ребёнка этого никогда не будет, если в семье принят другой способ общения.

— И всё-таки, как реагировать на грубость?

— Безусловно, бывает ситуация, когда ребёнок просто «сорвался». Например, это связано с тем, что он делает что-то важное, а его отвлекают. Скажем, Петя месяц ждал, когда команда в компьютерной игре соберётся, а приходит мама и отправляет за хлебом. И Петя не понимает, почему он должен месяц своего ожидания променять на банальный поход за хлебом? А для мамы это дело принципа. А если ещё подключается папа… И конфликт принимает глобальные масштабы. Хотя можно просто спросить: «Петя, ты когда пойдёшь за хлебом — сейчас или через час?»

— Такой выбор без выбора…

— Да, но для подросткового возраста это очень важно. Его услышали, с ним считаются. Главное, не реагировать агрессивно и не обвинять, навешивая ярлыки. Если вам не нравится тон ребёнка, то спокойно скажите о своих чувствах. Таким образом, вы и для себя облегчаете ситуацию, так как высказываетесь, так и для ребёнка — он слушает вас и понимает, что может быть и по-другому, что о проблеме можно говорить. Когда вы открываетесь, то и ребёнок открывается в ответ.

— Хотите победить лень — уважайте своего ребёнка.

— Именно так. Это простое правило, но оно очень действенное. Ещё один момент, на котором я бы хотела остановиться, — это проявление лени у детей, которые находятся под наблюдением врачей. У детей с хроническими заболеваниями вопрос лени может быть особенно актуальным. Например, при бронхиальной астме, сахарном диабете…Такие дети уже живут под определённым прессом жизни — они должны следить за тем, что едят, постоянно считать хлебные единицы и так далее. И родителям надо быть особенно внимательными, если ребёнок вдруг начинает демонстрировать снижение мотивации.

Под давлением своего заболевания они могут, допустим, отказываться от какой-то физической активности. Ребёнок говорит: «Я не пойду на физкультуру, так как у меня астма». То есть он может подсознательно закрываться своей болезнью, как щитом. И вот тут бросать ребёнка, конечно, нельзя. Надо не просто помочь ему справиться с ленью, но и постараться создать ситуацию успешности. Пошел на физкультуру, у него получилось — похвалите! Это очень важный момент. И когда ребёнок поверит в себя, поверит в то, что у него получается — щит больше не понадобится.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру