Пинега: легенды уездного города

Официально являясь посёлком, Пинега до сих пор производит впечатление уездного купеческого города – это заметно и по особенной «екатерининской» застройке, и по самоощущению пинежан

Во многом это обусловлено заметно возросшей за последние годы активностью местных жителей, которые до сих пор обижаются на то, что в своё время городу с богатой купеческой историей и экономической значимостью власти понизили статус и отобрали у него функции уездной столицы в пользу Карпогор.

Официально являясь посёлком, Пинега до сих пор производит впечатление уездного купеческого города – это заметно и по особенной «екатерининской» застройке, и по самоощущению пинежан

Пинега раньше была райцентром, но после того как объединили два района, Пинежский и Карпогорский, Пинега оказалась на выселках – оказывается, это очень сильно бьёт по самолюбию,  Cейчас посёлок позиционирует себя именно как бывший уездный город, и на самом деле, во всём Пинежье у него единственного городская планировка.

Кстати, её городской планировкой занималась сама Екатерина Великая, чьим указом от 1780 года на месте упразднённого Кеврольского уезда и части Двинского уезда был образован уезд Пинежский Архангельской области Вологодского наместничества, а Пинега, собственно, и превратилась из погоста Пинежский волок в Двинском уезде Архангелогородской губернии в уездный город.

Тайны Володинского квартала

Между тем, очень немногие посёлки в стране могут похвастаться настоящим историческим кварталом – а таковой в Пинеге есть, и это место называется «Володинским кварталом». Названо оно так в честь династии купцов Володиных, которые в буквальном смысле делали экономическую жизнь города и оставили после себя множество каменных строений: магазины, пекарню, школу, особняки, склады… Были у них лесозавод, электростанция

Местные говорят, что все белокаменные володинские строения, включая даже удалённую от Володинского квартала «Белую школу», соединены между собой сетью подземных ходов, а кое-кто даже уверяет, что в детстве им доводилось бывать внутри них.

Так, по словам заведующей производственным цехом местной пекарни со столетней историей, некогда принадлежавшей династии купцов Володиных, ещё будучи школьницей, из пекарни, в которой работала мать её подруги, она попала через тайную дверь в такой подземный ход и, пройдя по нему, оказалась на центральной площади посёлка, где раньше стояла церковь. Потом, в целях безопасности, многие входы были замурованы и забыты – их существование превратилось в местную легенду, но до сих пор её правдивость подтверждается разными случаями. Строители, чинившие мостки возле «Белой школы», подаренной городу купцами, припоминают, как однажды в один из таких ходов провалилась машина.

Пинежские метаморфозы: из школы в арт-пространство

Кстати, усилиями энтузиастов пришедшее в упадок после строительства новой поселковой школы историческое здание имеет все шансы преобразиться в нечто по провинциальным меркам необычное – активисты видят в нём арт-пространство для проведения выставок, культурных мероприятий, ярмарок, мастер-классов. В общем, был кинут клич, и на очистку строения от мусора собралось большое количество волонтёров – помещения были освобождены от завалов за один день, за это же время были построены новые деревянные мостовые вокруг. 18 июля, в день Пинеги, здесь состоится первая фотовыставка – «Белая школа» начинает жизнь в новой для себя амплуа.

Градообразующая династия

Володины в буквальном смысле слова были градообразующей династией. Владельцы «заводов, газет, пароходов», они занимались лесом, торговлей – более 70 процентов всей пинежской торговой деятельности приходилось на предприятия Володиных, также большая доля деятельности купцов приходилась на речные перевозки, включая собственную корабельную верфь. Торговый флот купцов – около сотни пароходов и барж – сразу после октябрьских событий 1917 года был национализирован. Был даже прислан целый комиссар по национализации флота, который впоследствии был, как это принято было писать на табличках, «зверски убит» белой гвардией и войсками Антанты.

Сегодняшняя Пинега, думается, стремится к тому, чтобы возродить володинские традиции, но победить создавшиеся в настоящее время условия самому посёлку вряд ли удастся самостоятельно. По крайней мере, до тех пор, пока государство повернётся к провинции лицом, а не тем местом, которое оно сегодня за это лицо выдаёт.

Свежая кровь

В пинежской ссылке, как в царской, так и во времена большевистского правления, бывали многие известные люди. Так, фаворит царицы Софьи, Василий Васильевич Голицын здесь закончил свой земной путь и был захоронен в Красногорском мужском монастыре на Красной Горке в каких-то 15 километрах от посёлка.

По одной из версий, родом из этих мест русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Сибири и Северной Америки, казачий атаман, первый мореплаватель, за 80 лет до Беринга прошедший Берингов пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, Чукотку от Аляски, Семён Дежнёв. Историки, определяющие местом его рождения Великий Устюг, до сих пор в качестве альтернативной версии называют одно из поселений Пинежья.

Под Пинегой в деревне Великий двор, говорят, сохранился дом, где в ссылке жил писатель Александр Грин. Свой путь из Пинеги в Архангельск он описал в своём рассказе «Сто вёрст по реке».

Сюда ссылали революционеров, в числе которых были Алексей Рыков и арестованный в связи с делом об организованном братом будущего вождя мирового пролетариата Александром Ульяновым покушении на царя Александра III Александр Серафимович. Под псевдонимом Серафимовича он написал здесь свой первый рассказ «На льдине» и вошёл в топонимику улиц Архангельска.

Отбывал ссылку в Пинеге и «первый конный офицер». Уже будучи маршалом Советского Союза Клемент Ворошилов писал в воспоминаниях: «Пинега Архангельской губернии, куда я был определён для отбывания ссылки, оказалась замечательным городом, красиво расположенным на небольшой возвышенности вдоль берега реки. Прибыв в Пинегу под конвоем полицейского стражника, я моментально почувствовал в местных жителях русскую широту и удаль. Все это удивляло и восхищало».

В 1918–1919 годах в этих местах дислоцировались части Северного корпуса войск Антанты, выступившие в поддержку Белого движения, что до сих пор принято называть интервенцией. Зато сразу после занятия Русского Севера красными, здесь развернулся ад ГУЛага, представленный его жуткой пинежской ипостасью – Кулойлагом.

В Пинеге стоят два памятника, посвящённые этим событиям: «Жертвам интервенции» и «Жертвам репрессий» – кто кого переплюнул – поди теперь разберись.

Пинега упоминается и в беллетристике известных писателей. Так, действие в произведении Валентина Пикуля «Звёзды над болотом» происходит в уездном городе Пинега, а знаменитый писатель Борис Акунин поместил в Пинегу часть событий своего нового исторического произведения о петровских временах «Ореховый Будда».

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения знаменитой на всю Россию Марии Кривополеновой, пинежской сказительнице старинных древнейших русских стА́рин, ма́хонькой Махо́ньке – старой и неграмотной нищенке, обладавшей неслыханной памятью и врождённой артистической натурой, что вкупе явило миру уникальнейший талант, за который вся Россия некогда называла её «государственной бабушкой».

Кнорр по-пинежски

Мало кто знает, что сухой бульонный кубик был изобретён в Пинеге то ли польским шляхтичем то ли украинским дворянином Клечковским, сосланным сюда в 1861 году в связи с началом волнений на территории Польши и Украины. Пропагандируя это новшество, газета «Архангельские губернские ведомости» в мае 1869 года писала: «В применении к Архангельской губернии употребление бульона обусловливается самим характером здешних местностей, а отсюда образом жизни и занятий народонаселения, которому по преимуществу приходится иметь дело с морем или же отправляться на заработки в отдаленные и малонаселенные местности. То и другое ставит население в такие условия, которые исключают возможность иметь для пищи продукты свежие и здорового качества . Тогда как описываемый нами бульон вполне устраняет собой эти недостатки, и при всем этом, он не подвергается порче и вообще не испытывает дурных влияний при всякого рода передвижениях». Изобретение Клечковского получило одобрение комитета сельскохозяйственной выставки 1867 года в Архангельске, но вскоре дело завяло – северяне предпочитали натурпродукт, и успех бульонный кубики завоевали разве что у жителей Питера и Варшавы. После его начинание подхватили другие, чьи бренды сегодня у всех на слуху, однако в целях оптимизации производства и погони за прибылью эти бульоны сегодня превращены в какой-то полухимический суррогат.

«В Пинезе 3 тысяче»

Об истории посёлка рассказывает и экспозиция местного краеведческого музея, которая показалась на удивление интересной. Музей является филиалом Архангельского областного краеведческого музея и, в отличие от многих своих собратьев из русской глубинки, его коллекция довольно богата. Здесь представлены разнообразные оригиналы народных костюмов, предметы традиционного быта местных жителей, лагерная история с целыми строительными фрагментами. Отдельная часть посвящена жизни уездного мещанства во главе, естественно, с братьями Володиными. К слову, музей располагается в их особняке с бальным залом, комнатами прислуги и личными покоями. Особняк находится, конечно же, на территории Володинского квартала, в котором проводится становящаяся всё более известной Благовещенская ярмарка, бывшая некогда одной из крупнейших в регионе. Место это намоленное – ярмарки проводились здесь с давних пор, в декабре – Никольская, в марте – Благовещенская. Возрождённая Благовещенка пользуется всё большей популярностью как среди местных, так и среди приезжих. Население посёлка немаленькое – более трёх тысяч человек, так что число местных жителей с первой половины XIX века постепенно доросло до того, что упоминалось в древнейших источниках – на найденном в 1991 году в Великом Новгороде деревянном цилиндре-замке, датирующемся аж XII столетием, изображён княжеский трезубец и надпись «В Пинезе 3 тысяче».

«У нас есть будущее»

В прошлом году Пинега отметила своё 880-летие. Столь богатая история, потрясающей красоты ландшафты, обилие в самом посёлке и в его окрестностях исторических памятников и уникальных природных объектов – карстовые пещеры, водопады, Пинежский природный заповедник со сказочной фауной, флорой и северными орхидеями, Красная горка с разрушающимся храмом и самой высокой в Архангельской области видовой точкой, уникальный и креативный лесной отель «Голубино» могли бы стать местом паломничества для туристов. Однако ехать сюда отваживаются немногие, если иметь в виду имеющийся потенциал. Жуткая дорога, по которой относительно комфортно можно проехать по зимнему насту или в летнюю сушь, становится попросту опасной в период межсезонной осенне-весенней распутицы, тёплой зимы с гололёдом или снежной кашей, или в дождливое время. К сведению властей, официально трясущихся за развитие туризма, – его не будет, пока не будет дороги – это к бабке не ходи. А вот для тех, кто ищет аутентичности и не боится определённого экстрима, здесь раздолье.

Как гласит слоган информационного портала «пинега.рф», делающегося, к слову, тоже исключительно за счёт местных энтузиастов, «У нас есть будущее». И судя по тому, сколько таких людей мы встретили только за один день в старинном уездном городе, будущее у Пинеги действительно есть.

Кстати, будущее – это, прежде всего, дети, а детям в Пинеге и её окрестностях есть столько всего посмотреть и узнать, что впечатлений, определённо, хватит как минимум на весь будущий учебный год. Один поход в Пинежский природный заповедник чего стоит – ни один урок природоведения или биологии не сможет дать столько, сколько можно увидеть во время похода по туристической тропе к водопадам и карстовым скалам – жизнь природы во всём её многообразии, настоящие, спрятанные в таёжных зарослях северные орхидеи, огромные вековые деревья… Ни один урок краеведения не сможет наглядно показать жизнь настоящего северорусского купеческого городка, удивительную реку, которая хоть и обмелела и стала безопаснее, но не потеряла своей мощи и красоты.. Вряд ли на уроке истории можно услышать такие рассказы, какие могут поведать коренные жители Пинеги, впитавшей практически все события многовековой истории Русского Севера.

Да и остановиться есть где – в лесном отеле «Голубино» для детей готовят специальные программы. И да, там живёт Леший. Просто настоящая сказка… Сказка странствий!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру