Архангельск на грани уничтожения: хроника разрушения города

Болтовня длится годами, однако чем дальше, тем меньше шансов вообще хоть что-то сохранить

Эпопея с созданием и принятием проекта зон охраны объектов культурного наследия началась еще лет десять назад, но на сегодняшний день в некоторых из них и сохранять-то уже нечего.

Болтовня длится годами, однако чем дальше, тем меньше шансов вообще хоть что-то сохранить
Фото: "МК в Архангельске" На картинке: Дом Никольского, 1913г. Объект культурного наследия регионального значения. Предсмертное состояние. Дом Гринфельдта, 1913г. Объект культурного наследия регионального значения. Предсмертное состояние.

      Впервые о необходимости сохранения хотя бы того, что осталось от старого Архангельска, заговорили в начале 2008 года, когда на градостроительном совете была представлена первая версия генерального плана столицы Поморья. Разработал план скандально известный нижегородский НИИ «Гражданпроект». Разработчики вместе со своим детищем представили и проект зон охраны объектов культурного наследия. В ту далекую пору в столице Поморья бурлаки с Волги усмотрели-таки в Архангельске несколько местечек, где на последнем издыхании ещё пульсировала история города. К заповедным зонам были отнесены Гостиные дворы, территория «Старый Архангельск» в районе бывшего кинотеатра «Север», Чумбаровка, остатки деревянного города на проспекте Советских Космонавтов, руины соломбальского берега Двины и легендарная, но основательно забытая и запущенная Новодвинская крепость. В качестве же сохранившихся ансамблей исторической застройки признали кусочек дореволюционного Архангельска в районе перекрестка Троицкий – Карла Либкнехта, площадь Мира, ансамбль зданий Поморского государственного университета вместе с прудом и прилегающим сквером, начало улицы Логинова, ансамбль на набережной Седова в Соломбале и исторические здания на Никольском проспекте. Эти участки предполагалось застолбить, обеспечив им иммунитет от посягательств тех, кому приспичит там строиться и наплевать на архитектурно-историческую ценность места.

Благие намерения пошли прахом почти сразу. Ни о какой реставрации речи не шло – здание бывшего кинотеатра «Север» разрушено, проспект Советских Космонавтов неуклонно лысеет от старости, в районе набережной Седова в Соломбале ведется активное строительство буржуйских особняков, в зоне «Старый Архангельск» вырос стеклянный торговый центр с крайне оригинальным названием «Центр», ансамбль старинных зданий, принадлежавший ПГУ, закрыло собой не слишком вписывающаяся в окружающий ландшафт и не слишком приятная на вид махина САФУшной библиотеки … Охранные зоны так и не были в должной степени защищены законом, поскольку по этому самому закону проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются. А это никак не входило в планы организаторов и одобрятелей агрессивной коммерческой застройки. Уже тогда набережную Северной Двины предлагали объявить зоной, где должен был действовать ограничивающий строительство режим. В эту зону, кстати, предлагалось внести и Троицкий проспект, на который сразу слетелись разного рода депутаты-застройщики. То есть первая попытка отстоять Архангельск с треском провалилась.

Между первой и второй… перерывчик оказался долгим. Вторая попытка состоялась через четыре года, в феврале 2012-го. Тогда на научно-методическом совете по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия снова рассматривался проект охранных зон для Архангельска. На сей раз в качестве разработчика проекта привлекли Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт урбанистики. Главный архитектор этого проекта Зоя Федулова призналась тогда, что сохранять уже практически нечего. На проект тут же вороньём налетели представители мэрии и главные покровители и продвигатели её строительных амбиций, которые хором возмущались идеей создания охраняемых зон, где им нельзя будет в полной мере проявить свои архитектурные таланты в виде многочисленных «шедевров», коими они уже в полной мере себя обессмертили. Как писали в прессе, мэрские рачители городской «красоты» упирали на то, что «в музее жить нельзя». Оно и понятно – при создании зон из рук уплыла бы дорогущая земля в центре города, которую они ещё не успели украсить своими куличами.

Однако на сей раз достопримечательностями Архангельска были признаны всего три ансамбля: Гостиный двор, зона «Старый Архангельск» и Чумбаровка. Дополнительно в Единый госреестр объектов культурного наследия предлагалось, помимо прочего, внести площадь Мира со всем ее амбьянсом, три здания бывшей семинарии (главные корпуса бывшего ПГУ), набережную Седова с постройками XIX – начала ХХ веков, исторический ансамбль Никольского проспекта и несколько отдельно стоящих зданий. И опять для ценителей красоты и истории из мэрии это прошло как серпом по… сердцу – как строить торговые центры, офисные «шайбы» дома для избранных, если вокруг каждого из объектов очертят охранный круг? Всем заинтересованным товарищам, в том числе и из мэрии Архангельска, было поручено разработать замечания и предложения. В общем, дело продолжало буксовать – город продолжал терять лицо…

Принятие проекта протянули почти до конца 2013-го. За это время его вроде бы доработали, получили государственное экспертное заключение и вновь вынесли на совет. На сей раз Зоя Федулова высказалась конкретнее: «Самое ценное в историческом плане, что осталось в городе, – это набережная. Если она исчезнет – исчезнет и Архангельск, а от истории ничего не останется». За время согласований, одобрений и прочей волокиты неусыпными заботами мэрии Архангельска возле здания старинного цирка вырыли огромный котлован под строительство очередного монстра, который в итоге пришлось закопать обратно, небо над детским садиком на Суворова закрыла громада очередного жилого чудовища, а на набережной развернули строительство «Омега хауса».

И вот, в конце апреля 2014-го проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города, рассмотрели на заседании совета региональной Общественной палаты. Федеральный минкульт разразился-таки неожиданной новостью, констатировав, что «охранные зоны помогут сохранить исторический облик Архангельска». Хотя к этому моменту количество памятников истории и культуры в Архангельске успело сократиться ещё больше.

– Учитывая активность, с которой ведётся строительство, сохранение исторического облика города, планировки улиц и площадей, ценного природного ландшафта – задача непростая. Представленный проект призван помочь нам в этом, – объявил тогда начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия местного минкульта Виталий Охремчук.

И вот, члены Общественной палаты Архангельской области поддержали проект, указали на бессистемность застройки областного центра, «безобразное отношение к его истории» и рекомендовали правительству Архангельской области его утвердить. По словам тогдашнего и.о. председателя Общественной палаты Александра Тарана, утверждение областным правительством зон охраны должно было «стать весомым вкладом в сохранение памятников истории и культуры столицы Поморья, помочь сохранить оставшиеся фрагменты исторической среды и не допустить ухудшения градостроительной обстановки.

Сегодняшнее состояние заповедных зон уж такое, что слово «заповедные» с таким же успехом можно было бы отнести к кладбищам. Набережная навсегда потеряла шанс соответствовать первоначальной исторической задумке сплошного променада от моста до моста, немногочисленные сохранившиеся исторические здания Соломбалы утонули в новостроях. Что же касается руин домов на Советских космонавтов, на которых периодически появляются и исчезают охранные таблички и между которыми по ночам гуляют лоси, то совершенно очевидно, что предостерегающие не пойми кого надписи на золотом поле об ответственности за разрушение памятников регионального значения выглядят как насмешка – никто не в состоянии нанести больший ущерб этим зданиям, чем те, кто их «охраняет».

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру