Ледокол «Беломор-буги» в 26-й раз бросил якорь в Архангельске

Первый день фестиваля отметился как разнообразием стилей, так и полным, казалось бы, отсутствием логики в их очерёдности, но таким и был хитрый план…

Непривычно полный танцпол уже на первых номерах, немалое количество зрителей, мешанина стилей от глэм- и поп-рока до doom, космической психоделики, монстров классического харда и английских хулиганов, – в Архангельске стук дождя стартовала роковая часть Дней музыки. Стартовала эффектно и шумно – вероятно, сказалось то, что в этом году не было привычного разделения феста на день полегче и день потяжелее.

Первый день фестиваля отметился как разнообразием стилей, так и полным, казалось бы, отсутствием логики в их очерёдности, но таким и был хитрый план…
На фото: BOSPHORUS NIGHT. Автор: Гриш Аншуков

Местный NECROFINGER весьма бодро задал нужное настроение. Наверное, так и правильнее – лайнап, когда сеты расставляли по уровню накала, срабатывал далеко не всегда, и зрители подтягивались ещё долго после начала феста.

Брошенный в пучину «Беломоров» уже вторым номером онежский «ЯКОРЬ» очень нехило раскачал зал своим бескомпромиссным, суровым, как ледяной шторм с арктических пустошей doom-metal. «Я пока ещё живой» и вовсе прозвучало почти пророчески, если напрячь фантазию и применить трек к началу первого дня уже XXVI-го, не смотря ни на что, рок-феста.

BLIND VANDAL в особом представлении не нуждается. Музыканты одного из самых раскрученных и долголетних архангельских проектов, участники практически каждого «ББ», вандалы продолжили прокачку зала своими танковыми риффами и пронзительными гитарными запилами.

BOSPHORUS NIGHT из Владимира и вовсе окунули народ куда-то в атмосферу тридцатилетней давности: бандана басиста, ковбойская шляпа гитариста, расписные лосины фронтмена – те самые беспечные и волосатые восьмидесятые со Скорпами, Bon Jovi , Синдереллой, Skid Row, Gans'n Roses... Плюсом к стилистике – явно отработанный на репах сценический движняк, синхронный волосотряс и прыг-прыг – рычаг на задний ход в машине времени… Это было весело – сплошное Motley Crew в тёмную ночь на берегах Босфора. Причём выпрыгивающая перед сценой публика, которая во время расцвета жанра в лучшем случае рубилась под колыбельные, судя по реакции, оценила такое ретро в полной мере. А исполненный последним мегахит Kiss вообще зашёл. Тем неожиданнее оказался переход к следующим участникам.

ETERNAL WANDERERS с самого начала намутили на синтезаторе органную партию. В принципе, клавиши и задали космическую тему, перемешанную с какой-то долей симфо-рока и психоделики. Да и в послужном списке у этого коллектива участие в фестивалях соответствующего характера: Art-Aura, ИнПрог, «Пустые Холмы»…

Замешанный на миксе разных интеллектуальных направлений сет, под который вроде и не порубиться, и не поплясать, дал вполне ожидаемый эффект – народ замер: постояли, отдохнули, подумали об изменениях в мультивселенной – москвичи создавали очень осмысленные и самодостаточные композиции с завязкой, развитием и кульминацией, меняющимися ритмом и настроением – вполне могло бы подойти в качестве саунд-трека к какому-нибудь научно-фантастическому фильму в жанре космической оперы.

Если кто, только что вынырнувший из тёплых вод Босфора, и уловил смысл и погрузился в думы о вечном и непознаваемом, то явно не без подсказки самих музыкантов, направлявших народ перед каждой новой композицией, в какую сторону думать. «Не очень ли сложно?» – поинтересовались вдруг в середине сета вечные странники – народ безмолвствовал. Видимо, да, сложновато, но уж точно необычно и как минимум интересно, куда заведёт очередной нырок в чёрную дыру.

А вот немцы из побратимского Эмдена MAX & THE GOOFIES вернули фест из иных измерений на грешную землю. Парни сыграли довольно стандартный пубертатный сет из своего альбома с красноречивым названием «Lovemobil». Стилистика для Европы привычная – в такой манере обычно в американских или европейских молодёжных фильмах играет какая-нибудь школьная группа на выпускном из high school Среднего Запада. Прилично, никакой экспрессии или провокации – всё как под пристальным оком директора и учителей школы: ни порубиться, ни медляк не станцевать. Хотя медляк вроде бы и можно. Вспомнились неожиданно «Элен и ребята» – к чему бы?

Впрочем, спишем на молодость и романтические настроения переходного возраста – не доросли ещё парни до жёсткого расколбаса… или не захотели. Но девочкам, наверное, понравилось.

От американцев HESSIAN из ещё одного побратима Архангельска, Портленда с восточного побережья США, те, кто утрудил себя прочтением анонса, ждали какой-то потусторонней вакханалии с оккультизмом и олдскульным металлом. Гости, надо признать, хоть особо и не удивили стилистикой, но взяли драйвом. Оккультизма вроде бы никто не заметил – он, может, и был, но где то в текстах. А так, атмосфера разогрелась до уровня американского рокерского бара с пузатым байкером в кожаной жилетке на голое тело на входе. Надо отдать американцам должное – на сцене отыграли энергично, драйвово и где-то даже харизматично и эпатажно. А что ещё надо для того, чтобы народ пытался пробить лбом сцену?

Кстати, Зои Хааб с белыми волосами, в жёлтой футболке, чёрной мини-юбке, натянутой поверх розовых легинсов, утонувших в высоких сапогах – так вот где был оккультизм.

Теперь об одних из тех, кто сделал этот день – питерские хард-рокеры «РОК-ШТАТ» – динозавры русского рока, и не того, который направление, а того, который рок в чистом его виде. Без ссылок на какое-то мессианство и особую направленность. Это мощный, пробирающий до дрожи тяжёлый хард старой школы с его русским наполнением: осмысленными, полноценными, серьёзными текстами, замешанными на философии, идейном посыле и тяжёлых риффах.

Мужчины задали тон уже с первой песни, в которую посвятили все ушедшим музыкантам, и нашим, и западным, чьи имена выбиты в граните роковых анналов – их портреты в течение все песни проецировались на задник сцены.

Прошу прощения за метафоры и «высокий штиль», но если визуализировать лившуюся со сцены в зал музыку, можно было бы представить айсберг, медленно проходящий через ледяное крошево. Реально пробрало.

Ещё одни гости из-за бугра – 12 STONE TODDLERS – завершили программу первого дня, но так и удалось определить, что именно они играют. Англичане откровенно хулиганили в рамках оригинального жанра, создав совершенно уникальную атмосферу: фанк с его синкопированным ритмом, арт с его оригинальностью, и даже панк и что-то явно музыкально-театральное. Такой риск, несмотря на огромную армию поклонников в родном Брайтоне, перспективу, как писала английская пресса, платинового альбома, бесконечных мировых гастролей и телеэфиров, на несколько лет выбил музыкантов из общей струи. «… возможно, они были слишком радикальны, их оригинальность была своего рода проклятием в не склонной к риску музыкальной индустрии», – констатировали издания туманного Альбиона.

Только в прошлом году брайтонцы записали новый альбом, который и привезли в Архангельск. Всё, что они творят на сцене, заставляет двигаться, все их телеги ярко ритмичны – от панковой стилистики в слабую долю, до игры голосом фронтмена.

Это был как раз тот самый случай, когда под занавес программы просто невозможно было не поплясать и не попрыгать – одним словом, в отрыв. Под такое веселье начали переминаться с ноги на ногу даже серьёзные взрослые мужчины. И вот, что-то было в этом такое… в стиле английского паба… даже захотелось заказать что-то, и чтобы не пива, а эля, и чтобы не литр, а пинту. Жаль, поиграли не слишком долго, но впереди полноценный концерт в «Колесе», так что всё впереди: и пляски, и пинты.

А сегодня уже второй день, который преподнёс не меньше сюрпризов.