В 2024 году они отреставрировали и законсервировали 70 предметов из коллекции музея «Малые Корелы», представляющих историко-культурную и музейную ценность.
– Консервация и реставрация музейных предметов требуют профессионального подхода и опыта, – отметила главный хранитель музея-заповедника Марина Григорьева. – Художники-реставраторы сохраняют культурное наследие, дают предметам новую жизнь и возможность демонстрировать их нашим посетителям.
Так, Верой Чекиной, художником-реставратором произведений из дерева, отреставрирован письменный прибор конца XIX века. Были очищены от загрязнений деревянная основа, металлические детали и керамическое стекло, восполнена утрата основы на грани чернильницы, где до реставрации был крупный скол. Чернильница установлена на изначальное место. И сразу после реставрации предмет был представлен на выставке «Побеждая время», которая работала во второй половине прошлого года в выставочном зале музея-заповедника.
– Нередко в процессе реставрации удаётся уточнить время создания исторических предметов, – рассказала Марина Григорьева.
По её словам, так произошло в минувшем году с иконой «Господь Вседержитель». После полного раскрытия живописи стало возможным уточнить время создания произведения: икона была написана в 1660–1680 годы в селе Холмогоры Архангельской губернии.
Кроме того, в 2023 году в коллекцию музея-заповедника была приобретена икона святых Зосимы и Савватия с окладом. Ее состояние оценивалось как аварийное: значительные утраты левкаса и красочного слоя в нижней части, сквозное гвоздевое отверстие с гвоздем в центральной верхней части, осыпи красочного слоя и левкаса, коробление доски.
Ирина Светоносова, художник-реставратор станковой темперной живописи, выполнила укрепление левкаса и красочного слоя, тонировала вставки реставрационного левкаса, покрыла живопись защитным слоем, законсервировала основу. В дальнейшем предстоит отреставрировать оклад иконы.
Сукманина – верхняя одежда – поступила в музей-заповедник из деревни Парфеновской Великосельской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Известно, что в начале ХХ века её вручную сшила Мария Ивановна Мокеева. Название пошло от народного наименования грубого сукна домашней выделки. В процессе работы Людмила Григорьева, художник-реставратор произведений из ткани, очистила предмет от загрязнений, ослабила пятна, сдублировала и укрепила разрывы ткани.
Отреставрирован в течение 2024 года и традиционный женский головной убор – кокошник, украшенный вышивкой золотными нитями и золотным шнуром. Предмет датируется первой четвертью ХХ века. Были восполнены разрывы и утраты ткани, укреплены следы бытовой реставрации.
Кроме того, в прошлом году пять музейных предметов из коллекций «Керамика, стекло» и «Металл» отреставрированы в Архангельском филиале ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Наиболее ценный из них – керосиновый фонарь XIX века, сообщает пресс-служба музея-заповедника «Малые Корелы».