Реализация мусорной реформы в Арктической зоне РФ требует особых решений

К такому выводу пришли собравшиеся в офисе Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики» эксперты

27.02.2019 в 15:51, просмотров: 3796

Заседание дискуссионного клуба на тему: «Проблемы и перспективы реализации реформы системы управления ТКО на удаленных и труднодоступных территориях Арктики» вскрыло определённые вопросы, требующие дифференцированного подхода к проблеме с учётом особенностей климата, доступности арктических территорий, платёжеспособности населения и иных факторов. Однако в реализуемой Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года пока слишком много пробелов.

Реализация мусорной реформы в Арктической зоне РФ требует особых решений
Фото: news.yandex.ru

Евгений Барзыкин, первый заместитель генерального директора АО «Управление отходами», рассказал о деятельности экотехнопарка на территории Мурманской области. Так, примерно 50% ТКО Мурманской области теперь обрабатывают и захоранивают в соответствии с экологическим законодательством РФ. Проблемами в мусороперерабатывающей сфере эксперт назвал частые снегопады, создающие препятствия для проезда специализированной техники, а также отсутствие корректной базы данных плательщиков.

Андрей Кузнецов, директор НКО «Фонд ЭКОразвития НАО», рассказал про реализуемый проект раздельного сбора сырья с последующим вывозом из региона. Проект «Экодвор» поддержали более 100 организаций, ведущих свою деятельность на территории Ненецкого автономного округа.

Екатерина Макарова, координатор проекта «Чистая Арктика» (Мурманск), отметила создание на базе проекта Центра экологических инициатив «Чистая Арктика». Одной из целей центра является привлечение волонтеров для решения проблем экологии, тем самым создавая положительный образ эковолонтерства. Эксперт отметила важную роль экологического просвещения населения всех возрастов, а также необходимость взаимодействия местных управляющих компаний с региональными операторами. За прошедший год центр провел более 80 мероприятий, было привлечено около 100 волонтеров и начата активная информационная кампания.

Алексей Кузнецов, директор ООО «Автоспецтранс» (Карелия), одной из проблем в реализации реформы управления ТКО в Карелии, назвал отсутствие правовых механизмов влияния на юридических лиц в этой сфере. Законодательство не содержит нормы, обязывающие заключать договоры на вывоз ТКО с операторами. Серьезной проблемой также является неразвитостью транспортной инфраструктуры, часть которой не выдерживает загруженный спецтранспорт.

Владислава Ковалевская, руководитель Экологического пресс-центра Общественной палаты РФ, сделала акцент на использовании наилучших доступных технологий (НДТ) для переработки ТКО в Арктической зоне РФ. Например, при сжигании в установках при температуре выше 1600 градусов не происходит выброса вредных веществ в атмосферу. В АЗРФ утилизация мусора дороже, чем на остальной территории России. Однако, во всех регионах Арктики платеж был усреднён: в зонах с высоким тарифом присутствует маленькое накопление ТКО, с низким – высокое. Эксперт отметила, что сейчас нужно не только контролировать и критиковать течение реформы, но и всему экспертному сообществу помочь в становлении новой отрасли. А стоимость вывоза мусора из труднодоступных населённых пунктов не должна полностью покрываться за счёт жителей и люди, проживающие на труднодоступных для вывоза мусора территориях, не должны платить больше только потому, что везти их мусор дороже.

Содном Будатаров, доцент РАНХиГС, руководитель программы «Управление отходами производства и потребления», к.ю.н., привел статистику полученных заявок на обучающую программу, которая начала работать в ноябре прошлого года. 70% заявок получено от представителей бизнеса, 25% – от региональных чиновников, 5% – от общественности. Эксперт отметил, что важной проблемой в реализации стратегии является отсутствие управленческих моделей сбора, сортировки и утилизации отходов. В Арктике остро стоит проблема ликвидации накопленного ущерба, для решения которой потребуется разработка отдельной государственной программы. Также для управления отходами на территории АЗРФ необходимо создать отрасль вторичных ресурсов, а в будущем разработать модели обращения ТКО и экономики замкнутого цикла.

Подводя итоги Александр Воротников выделил возможные шаги реализации реформы системы управления ТКО в удаленных и труднодоступных территориях Арктики:

- тиражирование опыта деятельности Центра экологических инициатив (Мурманск) на всей территории АЗРФ;

- организация процесса управления отходами на принципах ГЧП;

- разработка полноформатной стратегии развития системы управления ТКО в АЗРФ, в которой должны быть учтены основные вопросы, необходимые для реализации реформы. В частности, необходимо в ближайшее время решить такие вопросы, как

- создание актуализированной базы плательщиков по услугам регионального оператора;

- развитие региональной транспортной инфраструктуры для деятельности регионального оператора (либо включение ее в концессионное соглашение по созданию экотехнопарков;

- необходимы правовые механизмы, обязывающие юридических лиц заключать договора на вывоз ТКО с региональными операторами;

- необходимо правовое обеспечение ликвидации несанкционированных свалок, вывоз мусора, создание инфраструктуры переработки ТКО, включая и накопленный экологический ущерб, иначе вся реформа системы управления ТКО, без перехода к циркулярной экономике, создания полноценной системы рециклинга в стране, не имеет смысла;

- необходима федеральная финансовая поддержка многих направлений реформы управления ТКО, (об этом свидетельствует мировой опыт), особенно в Арктике.

Оптимальным решением всех этих вопросов, станет создание стратегии реформирования системы обращения ТКО в стране или, по крайней мере, в Арктике.

В мероприятии также приняли участие Александра Авдонина, старший научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии ИПЭИ РАНХиГС, к.б.н., Игорь Зунтов, президент МРОО «Национальный экологический порядок», Любовь Лоскутова, и.о. исполнительного директора НП «Национальный комитет экологической безопасности», Анна Ридигер, заместитель директора, руководитель департамента экологического образования и просвещения Национального комитета экологической безопасности, Владимир Хватов, Вице-Президент МРОО «Национальный экологический порядок».