Александр Цыбульский рассказал о перспективах мультимодального маршрута «Арктический экспресс №1».
Прямые поставки экспортно-импортных грузов между Архангельском и портами КНР возобновились в 2023 году. Тогда в Шанхай был отправлен первый тестовый рейс с 500 контейнерами. В навигацию минувшего года Архангельский морской торговый порт принял уже пять кораблей из китайских портов, которые отправились в обратном направлении с российскими товарами.
Первым шагом к выстраиванию маршрутов в Китай через Северный морской путь стал выполненный в сентябре 2023 года оборотный рейс между Архангельским морским торговым портом и портом Шанхая. Его главное преимущество – кратчайший путь: по сравнению с движением по Суэцкому каналу время в пути по СМП сокращается практически вдвое – до 25 дней.
– В прошлом году сделали первый судозаход, все прошло очень хорошо, и китайским коллегам, и нам очень понравилось. И в этом году уже было кратно больше судозаходов – пять в порты КНР и пять – в наш порт. Честно сказать, было не так просто: одно дело – обработать один корабль, а другое – принимать их два раза в месяц. Это же и таможня, и стивидоры, и порт, и железная дорога – и все это надо синхронизировать. При этом важно, чтобы не было никаких задержек, поэтому порт работал практически в режиме «чрезвычайных полномочий». Потому что понимали: если мы где-то споткнёмся в этом процессе, то наши партнёры могут для себя выбрать другой путь, – сообщил губернатор Александр Цыбульский.
Александр Цыбульский отметил, что транспортировка контейнизированных грузов для Архангельского морского торгового порта является новой компетенцией, которую необходимо активно развивать. Этому будет способствовать стартовавший в прошлом году проект «Арктический экспресс №1», в рамках которого создан мультимодальный маршрут для доставки в порты Китая контейнизированных грузов.
– Этот проект мы запустили вместе с Российским экспортным центром и нашими китайскими коллегами. Его суть в том, что в Подмосковье, в логистическом центре «Белый Раст», формируется контейнерный поезд, куда привозятся экспортные грузы. То есть каждый экспортёр может привезти свой груз и сдать его в контейнер. Затем поезд приезжает в архангельский порт, где привезённый товар грузится на судно, мы дополняем его своими контейнерами, и судно уходит в один из китайских портов. То есть, условно говоря, ты сдаешь свой груз в Подмосковье, а твои партнеры в китайском порту его получают. Это абсолютно бесшовный для экспортера путь, – добавил глава региона.
Он пояснил, что мультимодальный маршрут «Арктический экспресс №1» существенно упрощает для экспортеров процесс доставки груза до конечного получателя, избавляет от необходимости поиска каналов погрузки в железнодорожный состав, перегрузки на судно, решения вопросов с оформлением фрахта и прохождения таможенных процедур.
– Здесь он фактически всё это делает в автоматическом режиме в одном окне. Это очень удобно, поскольку для экспортера самое важное – это иметь возможность доставить свой товар на рынок своего интереса. Я думаю, что у нашего маршрута очень большие перспективы, – сказал Александр Цыбульский.
«Арктический экспресс №1» связывает порты Китайской Народной Республики с Архангельском по Северному морскому пути. Общая длина маршрута составляет 1200 км по железной дороге и 6600 морских миль. Время в пути занимает 22–25 дней.