Александр Цыбульский обозначил стратегические ориентиры развития морской логистики и промышленного потенциала области.
В Послании Архангельскому областному Собранию губернатор Александр Цыбульский отметил, что морские перевозки всегда были сильной стороной региона.
– Архангельск исторически формировался как морские ворота России в Арктику и к северным морям. Эти компетенции – часть нашей идентичности и конкурентного преимущества, – подчеркнул глава области. – Именно возможности нашего региона как транспортного и логистического центра – одна из основ будущего развития.
За последние годы Архангельская область добилась серьезных результатов. Запущены регулярные перевозки с Китаем по Северному морскому пути, и всего за два года удалось сделать то, что еще недавно казалось невозможным. Архангельский морской порт стал единственным портом Арктического бассейна, показавшим рост грузооборота в 2024 году. Показатели продолжают расти ежемесячно на 5–10%.
Особенно динамично развивается контейнерное направление: в 2024 году достигнут рекордный показатель за последние семь лет – около 16 тысяч контейнеров, значительная часть которых приходится на «Арктический экспресс №1».
Стратегический ориентир региона – строительство нового глубоководного района порта Архангельск.
– Это проект долгосрочного горизонта, требующий системной поддержки государства и заинтересованности бизнеса. Но чтобы бизнес пришел, мы должны уже сегодня формировать условия – создавать инфраструктуру, сервисы и индустриальные площадки, – отметил Александр Цыбульский.
По его словам, новый порт – это не только развитие логистики, но и мощный импульс для экономики региона. Для его работы потребуется около 65 новых судов, что даст гарантированные заказы для верфей, а также развитие промышленных производств, сервисных компаний, центров ремонта и обслуживания.
– Это тысячи рабочих мест, новые компетенции и современный технологический уклад. Мы видим этот порт самым современным в Арктике – с полной цифровизацией, онлайн-оформлением грузов за сутки, единым доступом к данным для участников, – подчеркнул губернатор.
Параллельно планируется модернизация существующих мощностей – рыбного терминала в Маймаксе, терминала «Экономия», углубление дна канала, восстановление речной логистики и создание сети подъездных дорог Архангельск – Новодвинск – Северодвинск – Приморский округ.
– Для того чтобы системно и последовательно идти к реализации этих глобальных планов, поручаю министерству экономического развития и промышленности подготовить заявку на расширение ТОР «Столица Севера» на территории будущего порта и прилегающие площадки, чтобы там могли размещаться новые производства. Министерству строительства и архитектуры – проработать возможность локализации выпуска строительных материалов в непосредственной близости от порта, – заявил Александр Цыбульский.
Глава региона подчеркнул, что новый глубоководный порт – это проект, который определяет будущее Архангельской области на десятилетия вперед.
– Он станет не только крупнейшим транспортным узлом, но и точкой роста промышленности, науки, современных технологий и международного сотрудничества. По сути, это новая модель экономики региона. Сильная промышленность и новые рабочие места дадут нам возможность инвестировать больше в образование, здравоохранение, культуру, благоустройство. То есть развитие порта напрямую связано с качеством жизни людей, – отметил Александр Цыбульский. – Мы должны планировать не только дороги и стройки, но и будущее – так, чтобы Архангельская область оставалась сильной и через пять, десять, двадцать, и через пятьдесят лет.