Доцент кафедры автоматики и робототехники управления техническими системами Северно-Арктического федерального университета заверил СЛОНа, что восстания машин не будет. Задача человека — подружиться с роботами, которые совсем скоро будут трудиться на благо человечества.
С 2023 года в Иванове стартовал увлекательный научно-просветительский проект «СЛОН» («Солярис. Лекции о науке»), который превращает сложные научные темы в доступные и интересные истории. Основная цель проекта — сделать науку ближе и понятнее для всех. Хотя изначально лекции были рассчитаны на старшеклассников и студентов, они привлекли внимание людей всех возрастов. В интернете лекции собрали уже более 12 миллионов просмотров, что говорит о большом интересе к проекту.
Идея создания этого проекта принадлежит молодым учёным из Ивановской области. В серии интервью они делятся своими историями о том, что вдохновило их выбрать путь науки, и как научные открытия могут трансформировать нашу повседневную жизнь.
Вяткин Дмитрий Андреевич. Северно-Арктический федеральный университет, доцент кафедры автоматики и робототехники управления техническими системами,
если более точно, высшая школа информационных технологий и автоматизированных систем. Касаемо степени, степень PhD получена была в Испании в 2023 году, и в Северном Арктическом университете была признана как доктора технических наук.
СЛОН: Дмитрий, расскажите о работе, за которую получили докторскую степень?
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: Работа была связана с разработкой новых материалов, анализом их свойств, ну и был основной упор сделан на возможности применения их в медицинских назначениях. Я концентрировался непосредственно на металлах. То есть при помощи нейросетей анализировал состав материала, прогнозировал его свойства. На основании известных данных устанавливал неизвестную часть.
СЛОН: Какие-то были конкретные полученные материалы?
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: По материалам решал несколько задач: анализировал сплавы металлов, их состав и характеристики, прогнозировал температуру сверхпроводимости у сверхпроводников на основании их химической формулы, прогнозировал вероятный состав целлюлозных материалов по их свойствам, но сейчас я перешел в нейросети для компьютерного зрения и анализа больших данных.
СЛОН: Очень интересное направление, расскажите подробнее про это направление.
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: Сейчас занимаюсь компьютерным зрением для роботов, то есть сборка роботов, чтобы они выполняли задачи такого рода: возьми красный кубик и перенеси его в зеленую область, к примеру.
СЛОН: Какие самые большие сложности вас сопровождают? Что пока не удается сделать?
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: Главная сложность — переход на отечественное оборудование, поскольку большинство заточено под те же самые видеокарты NVIDIA, соответственно, многие алгоритмы, многие программы приходится адаптировать. Это первый момент. А второй момент самый проблематичный: попытка объяснить людям то, что эти исследования могут приносить пользу. Благо, сейчас робототехника достаточно развилась и можно продемонстрировать практические аспекты, а не просто дать красивые цифры.
СЛОН: Из ближайших планов что видите в своих разработках, с практическим применением?
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: Это может быть подвижная робототехническая платформа для складов, которая способна воспринимать голосовые команды хотя бы из разряда «принеси коробку, унеси коробку». Такую разработку можно использовать для складов, для сортировки различных объектов, для довольно упрощенных однотипных операций. Постепенно в эту сторону идёт развитие. Вполне возможно, в дальнейшем можно этот подход адаптировать к различным дронам, летающим средствам, поскольку с точки зрения механики они принципиально не отличаются. Те же самые моторчики, те же самые датчики.
СЛОН: Дмитрий, представьте, что в недалёком будущем этим роботам даже команды не нужно будет отдавать, а просто сказать: «Наведи здесь порядок». Получится это? Как думаете?
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: Да, это не нужно представлять. Если посмотрите майскую китайскую конференцию, эти роботы уже есть в гуманоидной форме, которые в теории ещё условно год-два до обучения, и они смогут применяться в бытовой области. Уже есть гуманоидно-подобные роботы, которые выполняют базовые работы. Есть упрощённые роботы, которых можно самостоятельно собрать за относительно небольшие суммы, то есть не за сотни миллионов. Так что это не будущее, это уже настоящее, и они уже начали появляться в повседневной жизни. Просто до нас ещё не дошли, но их можно увидеть на конференциях, на различных экспериментальных площадках любителей.
СЛОН: И здесь зреет вопрос, а восстания машин не будет?
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: Вопрос провокационный, но восстания быть не должно. Сейчас очень активно начинают заниматься вопросом безопасности. Безусловно, есть различные подходы, которые позволяют из моделей, которые мы обучили, достать данные, на которых она обучалась при ряде условий. Там, конечно, очень большой список условий, но чисто в теории это возможно. Соответственно, начали уделять большую роль именно безопасности искусственного интеллекта. Собственно, начали появляться различные атаки на нейронные сети. Например, как заставить нейронную сеть говорить то, что она по правилам говорить не должна? Это можно сделать при помощи различных и не совсем законных соединении. Как с этим бороться? Начали развиваться и уделять безопасности достаточно внимания.
СЛОН: Дмитрий, специфическое достаточно увлечение, компьютеры, нейросети. Вы с детства этим увлекались или это пришло позднее?
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: Компьютерами увлекался с детства, а с нейросетями начал тесно работать в 2014 году. До сих пор не отпускают.
СЛОН: Как вы думаете, сейчас детям все еще актуально заниматься изучением нейросетей в классическом понимании, или лучше уже переключиться на какой-то следующий этап?
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: От себя могу сказать, что любые знания технического плана не могут быть бесполезными. Почему? Сейчас переход на программирование при помощи нейросетей. Вполне возможно, даже в недалеком будущем будут генерироваться и более серьезные 3D проекты. Уже сейчас есть модели, которые позволяют на основании одной фотографии создать 3D-фотографию человека. В любом случае это не выместит остальных специалистов, это просто-напросто сместит их в фокус. Так, например, программирование никуда не исчезло, оно просто стало более высокоуровневым. Нейросеть не противник различным профессиям, она скорее помощник. Просто нужно научиться сней работать. Еще один инструмент, ни больше, ни меньше.
СЛОН: Вы сейчас успокоили всех начинающих программистов, которые искренне верят, что GPT может заменить человека, но этого, как вы утверждаете, не случится. Просто нужно с ним подружиться, верно?
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: С технологическим процессом бороться бесполезно. Лучше к нему присоединиться и использовать его на благо себе и остальным людям.
СЛОН: Золотые слова, спасибо. Продолжая тематику подрастающего поколения, как лучше всего заинтересовать ребёнка наукой, в частности вот информатикой, программированием?
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: Это вопрос более провокационный, поскольку я этим вопросом никогда особо не интересовался. Мне кажется, что роботы могут привлечь внимание человека любого возраста. Всегда интересно управлять машиной, роботом, видеть, как исполняются твои команды. Для большинства людей это выглядит как магия. Думаю, что этим можно заинтересовать.
СЛОН: Дмитрий, вы настолько увлечённо рассказываете о компьютерах, что складывается ощущение, что они занимают все 24 часа в сутках.
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: Кроме компьютеров, я увлекаюсь музыкой. Нравится тяжелый металл и рок. Группа Арктида нравится и Ария.
СЛОН: Дмитрий, что можете пожелать подрастающему поколению?
ДМИТРИЙ ВЯТКИН: Сейчас будет появляться огромное множество самых различных новых технологий. И главное пожелание — не воспринимать это как волшебство, потому что за любой новой технологией, за любыми новыми творениями стоит математика, физика, логика и ни капли волшебства. Поэтому не верьте в волшебство — экспериментируйте, и всё будет достигнуто.
СЛОН: Дмитрий, мы тоже желаем вам экспериментов. Всегда удачных и результативных.