Ещё не началась настоящая зима, но волки уже атаковали человеческое жильё в Архангельской области. В осаде оказался посёлок Луковецкий. Местные говорят, что волки начали появляться в ближайших окрестностях и даже на улицах посёлка ещё с лета. Волки – ночные звери, и приходят они с темнотой. Могут зайти во двор, рвут собак – это самая простая добыча.
Скрытая угроза
Такая же экспансия ждёт практически все удалённые лесные деревни и посёлки. Хищники приходят даже в большие и шумные города. Казалось бы, волков всегда пугали шум, свет, большое количество людей, непривычные запахи. Но их гонит голод. Голод, на который их обрёк сам человек.
Конечно, деревенские, которые чаще всего становятся заложниками волчьей осады, особо и не причём – гигантские лесные площади уничтожают крупные лесопромышленники, в следствии нарушения природного баланса сохнут болота, пропадает всяческая лесная живность – главная кормовая база волчьей стаи. Зверям просто некуда деваться – инстинкт самосохранения отступает перед инстинктом выживания. Древние инстинкты и охотничьи способности не срабатывают перед тем, что человек уничтожает лес и меняет климат – проще прийти и забрать что-то у людей. Догнать зайца по мокрому снегу непросто, взять собаку – дело нескольких секунд. Да и люди не особо следят за своими питомцами – оставляют их на улице, да ещё и на цепи.
Луковецкий с лета держала в страхе всего одна волчья семья: волк, волчица и трое волчат. Главу семьи на днях убили охотники. Вычислить логово волчицы сложнее: снега нет – следов нет. Большая облава назначена на зиму.
Глава посёлка призывает местных охотников объединяться в бригады, патрулировать наиболее людные места: у церкви, школы, пекарни. Посёлок перешёл на осадное положение. А ещё даже не зима…
Исчезнувший тотем
Волк – один из древнейших тотемов. Многие славянские племена считали его хранителем рода. Люди умели понимать зверя, старались не вторгаться без нужды на его территорию. Взаимоотношения человека и волка тысячелетиями основывались на силовом балансе – этакой средневековой политике сдерживания: волк хранит лес, человек – свою территорию.
Но сегодня человек настолько отделился от природы, что посчитал себя полновластным её хозяином, вольным творить с ней всё, что ему нужно. Англичане, например, превратили свой остров в сплошные сельскохозяйственные угодья и пастбища, уничтожив практически все леса на своей территории. К тому же приходит и Западная Европа – там волк давно стал забавным аттракционом зоопарков.
В России взаимоотношения человека и волка за последние века претерпели тотальные изменения: от уважения к самоутверждению. Кого не трогали песни Высоцкого «Охота на волков» и «Охота с вертолётов»? В них вся трагедия загнанного, лишённого своего леса и права на жизнь зверя. Жирные чиновники самоутверждаются за счёт неравноправной охоты на беззащитного перед технологическими приблудами зверя.
Не удивительно, что волк, лишённый своей обычной среды обитания и кормовой базы, с целью выживания себя и своего вида выходит забрать украденное у него человеком.
В Архангельской области волки выходят к человеческому жилью повсеместно. Правда, истинную причину этого самоубийства не принято озвучивать. Всё это называется «регуляцией численности» и «добычей биоресурсов». Чиновники ежегодно издают указы о выплате многотысячных премий за каждого убитого зверя.
Понятно, что местные жители и дачники воспринимают подобные меры как должную заботу о безопасности и средство заработка – в местном правительстве ежегодно объявляют о премиях за отстрел волка.
Вместе с тем, масштабные промышленные лесные вырубки гонят зверя из леса, а устраиваемые местными лесные свалки и помойки привлекают его к человеческому жилью.
Последняя охота
По словам охотников, нападение волка на оставленную хозяином собаку только на первый взгляд выглядит внезапным – на самом деле это долгий процесс подготовки: изучение местности, засада, пути отхода…
Если хищники поймут, что добыча возможна, они рискнут даже на то, чтобы утащить собаку прямо с поводка хозяина. Запах собаки не воспринимается волками как запах какого-то родича, пусть и дальнего – за многие тысячелетия он изменился и не работает как запрет к охоте на себе подобных. Да и сами собаки при встрече с волком могут впасть в панику, если это, конечно, не специально натасканные на волка породы вроде кавказской овчарки или ирландского волкодава. Для остальных инстинкт при встрече с волком – это панический страх и оцепенение – именно так выглядят видеозаписи нападения волков на домашних собак. К примеру, есть видео, когда трём волкам понадобилось пара секунд, чтобы задрать огромного ротвейлера, оставленного хозяином на вольном выгуле под Архангельском.
Не слишком интеллектуальные гибриды, которые, на первый взгляд, лишены всякого страха перед волком и самозабвенно бросающиеся в бой, – просто самоубийцы. Волк хитрее, сильнее и умнее – за ним тысячелетний опыт выживания бок о бок с человеком.
Поэтому специалисты говорят: если вы дорожите своим питомцем, не оставляйте его на цепи на улице. Лучше впустите его в сени или оставьте в очень-очень крепком вольере – так он и знак подаст и живым останется.
Выгуливать собаку в тёмное время суток в сельской местности или дачном посёлке лучше вместе с такими же собачниками. Волк не рискнёт напасть на группу.
Также спецы рекомендуют иметь при себе разные крякалки-шумелки: сирены, трещотки, петарды – волк не любит шума.
А в целом, поскольку уничтожение природы и лесов власти останавливать не намерены, придётся учиться жить в новой реальности, пока не исчезнут все конкуренты человека по планете Земля. Ну, та же ситуация, что и с коронавирусом. Правда, когда делить планету нам будет уже не с кем, вряд ли на ней останется место и для самого человека. Такое уже, кстати, было, и не раз…
А вообще, давайте перестанем валивать свои отходы в лес - это не наш дом, и мы там всего лишь гости. А ещё, придя в чужой дом, давайте соблюдать его правила. Не надо пьяного визга, жирных тел и вонючих куч - мы здесь не хозяева.