Третейский суд позволяет сэкономить время и деньги

Руководитель Архангельского офиса третейского суда при Российском союзе промышленников и предпринимателей Михаил Опехтин рассказал о тонкостях своей работы

Руководитель Архангельского офиса третейского суда при Российском союзе промышленников и предпринимателей Михаил Опехтин рассказал о тонкостях своей работы

С марта 2021 года в Архангельске функционирует офис Северо-Западного отделения Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей. Мы встретились с его руководителем – Михаилом Ильичом Опехтиным, - который любезно согласился ответить на наши вопросы.

Расскажите  о  третейском суде при РСПП и его подразделении в Архангельской области,  когда они были созданы, каковы основные результаты деятельности  с  момента  создания. 

В Российской Федерации формирование системы третейских судов началось в 90-е годы, когда было принято Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров. В ряде сфер экономики страны (энергетике, строительстве, банковском секторе и других) третейские суды завоевали большой авторитет, однако стали появляться и такие третейские суды, которые не соответствовали стандартам и принципам арбитража.

В 2012 году началась арбитражная реформа. Ключевым этапом реформы стало вступление в силу федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который кардинально изменил порядок организации третейских  судов, упорядочил администрирование дел, ужесточил требования к арбитрам.  Администрированием арбитража сегодня могут заниматься только ПДАУ (постоянно действующее арбитражное учреждение) – специализированные подразделения некоммерческой организации, получившее это право распоряжением Правительства Российской   Федерации и министерства юстиции Российской Федерации.  В настоящее время в России только 7 ПДАУ могут администрировать третейское разбирательство. Одному из первых это право было предоставлено Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП) – распоряжением Правительства РФ от 27.04.2017 г.

Арбитражный центр при РСПП создает систему региональных отделений, офисов. В марте 2021 года в Архангельске открылся офис Северо-Западного отделения Арбитражного центра при РСПП. Соответствующее распоряжение подписано президентом РСПП Александром Шохиным.

Создание офиса обусловлено необходимостью повышения доступности арбитража для предпринимателей Архангельской области и Ненецкого автономного округа.  В состав арбитров офиса входят авторитетные судьи в отставке, известные представители юридической науки, адвокаты, юристы предприятий. Председателем Архангельского областного состава арбитров назначена Чертова Надежда Андреевна, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, проректор САФУ.  

В компетенцию отделения и офисов Арбитражного центра при РСПП входит администрирование любых внутрироссийских и международных споров, которые могут быть предметом третейского разбирательства, в том  числе, корпоративные, с участием физических лиц и между физическими лицами. 

Третейский суд может рассматривать любой спор, если нет ограничения в законе. Это может быть и обычное взыскание неустойки за нарушение сроков, и сложные споры, которые требуют особой квалификации арбитров.

Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции. В основном это споры, связанные с договорами подряда, поставки, купли-продажи, аренды, мены, перевозки, корпоративные споры о принадлежности акций и долей в уставном капитале, ущербе от действий руководства и т. д. Третейские суды могут рассматривать споры по контрактам, которые компания заключила с госкорпорациями, госкомпаниями на основании федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

В 2020 году было рассмотрено – 350 дел, в том числе 170 дел рассмотрено с использованием видео-конференц-связи (ВКС), что особенно важно в условиях пандемии. 

Институт   арбитража стал максимально доступным для Архангельской области и Ненецкого автономного округа. У каждого предпринимателя появилась возможность реализовать весь потенциал третейского разбирательства, а значит получить очевидные конкретные преимущества на рынке.

Государственные суды сейчас перегружены в силу значительного количества  рассматриваемых гражданских дел.  Это, естественно, не на руку бизнесменам, которые справедливо хотят оперативного и эффективного разрешения спора. Представляется, что функционирование профессионально работающего арбитража снизит нагрузку государственных судов.  Справедливости ради отмечу, что деловые круги во все времена по всему миру отдавали предпочтение арбитражу перед излишне формализованной процедурой судебного разбирательства в государственных судах.

Еще Аристотель по этому поводу мечтал: «Лучше обращаться к третейскому суду, чем суду публичному, потому что арбитр заботится о правде, а судья – о законе. Для этого и изобретен третейский суд, чтобы могла торжествовать правда».

Все помнят, как в 90-е годы третейские суды зачастую обвиняли в ангажированности, принятие решений сугубо в бизнес-интересах. Что изменилось с тех пор? Теперь третейские суды это настоящее независимое правосудие? За счет чего удалось достичь такого результата?

В первую очередь изменилось законодательство. Принят новый закон об арбитраже (третейском разбирательстве), внесены изменения в процессуальное законодательство. Пленум Верховного Суда Российской Федерации Постановление от 10 декабря 2019 года № 53 дал разъяснения об обеспечении правильного и единообразного рассмотрения дел, связанных с выполнением судами функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства.   В результате принятых мер удалось избавиться от мошеннических и «карманных» третейских судов, ориентированных на защиту коммерческих интересов конкретных участников хозяйственной деятельности, подрывавших доверие ко всему институту третейского разбирательства.

В результате арбитражной реформы количество третейских судов значительно сократилось. Раньше их было больше 3000, сейчас осталось только семь. Приняты новые правила работы третейских судов в Российской Федерации.

Если до реформы третейский суд могла создать любая организация,   проинформировав об этом власти, то сегодня  ПДАУ могут создаваться только при НКО актом Правительства РФ, осуществлять свою деятельность в соответствии с правилами арбитража. Данные правила должны быть депонированы в министерстве юстиции РФ.

Раньше деятельность третейского суда контролировала создавшая его организация, а сейчас арбитражные учреждения контролируют государственные суды по территориальному признаку.

До реформы третейские суды были аффилированы с организациями, которые их создали, поэтому заведомо лоббировали интересы владельцев, при принятии решений. В соответствии с новыми правилами, если имеются убедительные доказательства ангажированности третейских судей с одним из участников спора, который имел возможность повлиять на принятие решения в свою пользу, а также финансирование третейского суда за его счет является основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное    исполнение решения   или отмены решения по заявлению стороны спора.

В то же время, обновленная система третейских судов только начинает  нарабатывать свою репутацию, и ей потребуются время, чтобы сломать негативные стереотипы, которые складывались на протяжении многих лет.     

Какой срок рассмотрения дела в третейском суде?

Оперативность рассмотрения спора от 20 дней до трех месяцев. Но замучу, что скорость ведения разбирательств волнует не всех. Когда споры сложные, арбитрам (судьям) необходимо полноценно во всем разобраться, а сторонам – максимально полно изложить свою позицию. Есть очень простые споры, вот тут как раз требует скорость. Мы можем обеспечить проведение разбирательства очень быстро и эффективно, исходя из потребности сторон. Окончательность решения по спору выносится арбитражем в одной инстанции (нет апелляции и кассации) и вступает в силу немедленно. В условиях конкуренции сжатые сроки и оперативность рассмотрения споров является важным составляющим при выборе способа защиты прав. К тому же окончательность арбитражного решения, без возможности его обжалования  по существу, часто препятствует недобросовестным ответчикам затягивать процесс судопроизводства, что нравиться предпринимателям.   

Насколько отличаются судебные расходы сторон по сравнению с разбирательством в государственном суде?

Положение о сборах и расходах Арбитражного центра при РСПП детально прописывает все расходы  сторон и они принципиально ничем не отличаются от расходов в государственном суде.  Размер арбитражного сбора выше госпошлины, поскольку третейские суды из госбюджета не финансируются, но несут расходы на помещение, связь, делопроизводство, зарплату штатных сотрудников и прочее. Да и гонорар арбитров должен быть достойным.

Арбитражный сбор зависит от цены иска и начинается от 35 000 рублей, вместе с тем в Арбитражном центре при РСПП активно применяется институт предоставления отсрочки или рассрочки уплаты арбитражного сбора,

Председатель Арбитражного центра по согласованию с третейским судом вправе уменьшить или увеличить размер арбитражного сбора.  При подаче искового заявления оплачивается регистрационный сбор который составляет 20 000 рублей, без проведения устных слушаний и налаженном электронном документообороте его размер уменьшается до 10 000 рублей.      

Какие еще преимущества получают участники спора при передаче дела в третейский суд?

Третейский суд позволяет сэкономить время, получить более комфортные условия разбирательства, а также сохранить конфиденциальность спора и партнерские отношения с контрагентами.

       Гарантированно получают стороны третейского разбирательства:   

      - возможность сторон самостоятельно избрать арбитра или нескольких арбитров, компетентных в той или иной сфере деятельности и области права, что гарантирует беспристрастное, независимое и компетентное рассмотрение спора;

       - стороны своим соглашением вправе предусмотреть, что арбитражное решение является окончательным и не подлежит отмене;

         - третейский суд разрешает споры быстрее, чем государственный суд (от 20 дней, но не более трех месяцев);

         - конфиденциальность разбирательства и вынесенного решения. Сведения  о сторонах и предмете спора, содержании решения арбитражем не публикуется и не размещаются в сети интернет. Третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон;

          - возможность формирования комфортного для сторон графика судебных заседаний;

          - скрупулезность в изучении позиции сторон и обстоятельность решений.

Регламент Арбитражного центра при РСПП содержит правила, которые позволяют рассматривать дела исключительно по письменным документам без вызова сторон. Для обмена процессуальными документами можно использовать электронную почту, а также проводить устные слушания в режиме видео-конференц-связи  (ВСК). Это сокращает сроки и затраты.     

Что нужно сделать, чтобы спор рассматривался в третейском суде? До какого момента возможно передать дело в третейский суд?

На рассмотрение третейского суда может быть передан спор, имеющий гражданско-правовой характер, если иное прямо не установлено федеральным законом и между  сторонами имеется действующее арбитражное соглашение:

- в виде арбитражной оговорки в договоре или дополнительном соглашении к нему;

-  в виде отдельного соглашения (в том числе, может быть заключено уже после возникновения спора);

Если письменное  арбитражное соглашение отсутствует, стороны могут  дать согласие  на арбитраж путем подачи в третейский суд искового заявления и представлением отзыва  по существу заявленных  требований.

Для повышения  эффективности и ускорения процедуры разбирательства, в том числе, в условиях пандемии, стороны могут  «настроить» ее под свои потребности, включив в арбитражное  соглашение различные дополнительные условия:

- споры  разрешаются ( единоличным арбитром /коллегией из трех / пяти арбитров);

- стороны соглашаются об осуществлении арбитража только на основании изучения третейским судом письменных документов и материалов, без вызова  сторон и без устного слушания дела;

- стороны соглашаются на проведение устных слушаний в нерабочие дни;

а также другие дополнительные условия.

Спор может быть передан в третейский суд до принятия судебного акта  государственным судом, которым заканчивается рассмотрение по существу, если любая из сторон заявит о возражении в отношении рассмотрения дела в государственном суде.       

Может ли контрагент после передачи дела в третейский суд, потребовать чтобы спор снова рассматривался в государственном суде?

Возможно. В соответствии с законодательством  к полномочиям государственных судов относятся функции контроля в отношении третейского разбирательства, осуществляемого с учетом пределов вмешательства суда, установленных федеральным законом. В связи с этим в государственный суд может быть подано заявлению одной из сторон о компетенции третейского суда, а также если в арбитражном соглашении не предусмотрено, что арбитражное решение является окончательным, то об отмене данного решения по основаниям установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.

По какому принципу формировался состав третейских судей? На какой срок их назначают? Получают ли судьи вознаграждение,как оно определяется?

Списки арбитров формируются из числа лиц, обладающих необходимыми знаниями в области разрешения споров, рассмотрение которых отнесено к компетенции третейского разбирательства. В  соответствии с федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» не менее одной третьи арбитров должны иметь ученую степень, не менее половины арбитров должны иметь опыт разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей (арбитров), судей  федеральных судов, мировых судей, а также авторитетных адвокатов, юристов предприятий. Срок пребывания в качестве третейского судьи не определен. Арбитр (судьи) разрешивший спор по конкретному делу получает вознаграждение (гонорар) в размере 40 – 50 процентов от арбитражного сбора по данному делу.

Как исполняется решение третейского суда, если обязанная сторона уклоняется от добровольного исполнения?

Арбитражное решение нельзя обжаловать по существу, и оно подлежит исполнению немедленно или в установленный в самом решении срок.

В случае неисполнения арбитражного решения в добровольном порядке по заявлению взыскателя государственный суд обязан выдать исполнительный лист на принудительное исполнение.  

Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, подается в суд по месту нахождения (жительства) должника, либо по месту нахождения имущества должника. Заявление судом должно быть рассмотрено в месячный срок.  

Офис третейского суда расположен по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 2, офис 407. тел. +7 921 247 7887, +7 960 018 8554, arhangelsk@arbitration-rspp.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру