МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

«Беломор-буги», день второй: по океанским просторам в чертоги отчаяния

Как и следовало ожидать, после фееричного стартового дня и афтепати в «Колесе» народ подтягивался к началу программы довольно тяжело. Впрочем, то ли организаторы решили пойти по проторенной дорожке мягких электрических импульсов к высоковольтному расколбасу, то ли просто предвидели, что долбить по больной голове жёстким металлом прямо с первого номера, наверное, не стоит – это было бы бесчеловечно. Поэтому день начался спокойно, как будто просыпаешься где-то на пляже от попадающих на лицо брызг океанского прибоя.

Фото: Роман Филковский

Пробуждение на океанском берегу организовал архангельский пост-роковый инструментальный коллектив ASK THE OCEAN. Парни взяли на себя крайне непростую задачу – сыграли первыми, да ещё и на второй день. Пока музыканты создавали атмосферу, писали свои морские пейзажи и задавали вопросы океану, народ потихоньку просыпался. Надо сказать, настроение они создали весьма меланхолическое. Таким, наверное, и должно быть утро после чада кутежа – спокойным, размеренным и без лишних слов.

Эстафету неспешно перехватили тоже местные музыканты группы «БОЛЬШЕ НЕ ПЕЛ». Но ведь пели же. Лирично, романтично, но пели, чем вызвали реакцию девичьей половины пока ещё довольно пустого зала.

Металлическую стружку в зал понемногу начали рассыпать парни ухтинского «БУМЕРАНГА». Соседи задвинули весьма жёсткий и техничный инструментальный кач. Как показалось, зря парни не рассматривают возможность появления вокалиста – с подобной дилеммой, вероятнее всего, приходится сталкиваться всем инструментальщикам. Хотя в этом же случае, возможно, и не было подобного выбора – недаром гитарист «Бумеранга» как-то делил сцену с самим Стивом Ваем, который нагрянул в столицу Коми с мастер-классом и гитарным конкурсом.

В общем, парни разнесли меланхолический туман как своими композициями, так и качественными каверами на легендарного Сатриани и, вроде бы, DREAM THEATER, которые, кстати, и сами известны своими каверами на целые альбомы Металлики, Deep Purple, Iron Maiden или Pink Floyd. Энергия, которую ухтинцы выплеснули со сцены, бумерангом и вернулась обратно – публика явно начала просыпаться и уже была готова к рассказам питерских рокеров.

Сладкоречивые парни из МYSTORY добавили своему хэви-метал романтических настроений. Кстати, название следует читать в два слова, и это ничем не ограничивало музыкантов в тематике их историй, в отличие, к примеру, от японской «My First Stoty» или британской «My Life Story» – благодаря этому, питерская MY STORY и характеризует себя как «не просто группу с гитарами и барабанами, но мечтой о лучшем мире и незабываемых приключениях». Кое-кто из зала даже откликнулся на призыв фронтмена и принялся романтично качать телефонными фонариками.

Надо полагать, все приключения у музыкантов впереди, учитывая, что всего за пару лет с момента основания группа уже успела дважды стать финалистом питерского фестиваля «Революция» и взять гран-при на «Классной площади».

Очень удивили армяне из AMBEHR, заставившие организаторов сломать почти железный принцип не приглашать один и тот же коллектив дважды. В прошлый раз они были на «ББ» одиннадцать лет назад, но с тех пор заметно прибавили в профессионализме и оригинальности. Лавина с гор Кавказа спустилась на Архангельск под аккомпанемент просто волшебной скрипки, разбавившей не только стандартный набор рок-коллектива, но его стилистику – скрипка привнесла в, казалось бы, стандартное, хотя и качественное звучание национальную тематику. Не дудук, конечно, но Армения угадывалась и в женском бэк-вокале, который скрипачка Марина выдавала, когда опускала смычок. Предназначенная, собственно, для второстепенной партии или для создания фолкового мотива на фоне врубленного дисторшна, скрипка вроде бы даже подтянула за собой и всю основную стилистику коллектива – AMBEHR, похоже, движется в сторону фолк-метал направленности.

Несмотря на явно выигрышное звучание, национальных фишек всё-таки пока не хватило. А в целом, впечатления от выступления гостей из Армении очень даже позитивные.

Французское трио с непроизносимым названием MORGLBL и знаменитым харизматичным эксцентриком Коистофом Годэном во главе вытворяло на сцене какой-то беспредел, переходя с хард-роковых риффов то к гитарным запилам в духе Стива Вая или Ингви Мальмстина, а то и к почти джазовой импровизации на фоне танкового басового чёса. Кстати, за импровизацию лишённые какой-то чёткой структуры композиции, может, и можно было бы принять, если бы не суперслаженная игра всего трио – насколько структурно сложны вещи из нового альбома годэновского проекта «The Story of Scott Rotti», настолько и размыты в нём границы довольно сильно разошедшихся во времени и стилистике направлений. Недаром Годэна из «Колеса» переманили на подмостки драмтеатра, где сегодня стартует джазовая составляющая «Arkhangelsk music weeks».

Надо сказать, что часть пришедшей на второй день публики ждала даже не иностранцев или угарного отрыва – L.A.W.A.M.O. – изначально архангельский коллектив-участник ещё самого первого «Беломор-буги» 1995 года. Среди старой гвардии второй волны метал-движения в Архангельске парни хорошо известны, но вместе не играют уже очень давно.

К слову, в 90-е, когда неформальная тусовка Архангельска ещё была единой, творчество – L.A.W.A.M.O. заходило у сторонников совершенно разных направлений: металхэдов, думеров, дэдстеров, гранжей, байкеров, говнорокеров (простите уж, но такой вот термин) и у поклонников оригинального и своеобразного инди намешанного с электроникой… Тем интереснее было, во что выльется подобный реюньон: в кратковременный ренессанс по случаю или в новый перспективный проект.

Оценить в полной мере ожидаемое не удалось – на сцену вышли всего двое старинных его участников. Вся музыка делалась в основном на электронной базе (как объяснил Паша Топорков отсутствие живых барабанов, «лучше один трезвый компьютерщик, чем три пьяных барабанщика»).

Что до всего услышанного, несомненно, проект мог бы существовать и в таком виде и даже, наверное, был бы востребованным не столько на мероприятиях рок-стилистики, сколько в каких-нибудь клубах или местах тусовки ценителей оригинальной музыки, ибо там такое вот танцевальное инди-техно с кучей электронных приблуд вполне заходит. Но, скорее всего, проект был разовым, сделанным исключительно для этих «Беломоров». Да и музыканты уже давно живут по разным городам и странам.

Ну и, наконец, безумный антверпенские металкорщики OFF THE CROSS – особенно говорить о них вряд ли получится – это надо было видеть и слышать. Запредельный уровень исполнения, бешеная энергетика, да и жанр хоть и крайне экстремальный, но один из наиболее ярких в метал-конфедератах. В Архангельскедостойных его представителей не так много, но последователей полно. Я, например, исполнения такого уровня металкора здесь ещё не видел.

«Off the Cross потрясет вас до глубины души и предложит испытать самые разные чувства: от мрачных чертог отчаяния до сияющих огней, наполненных надеждой… ложной, – так был анонсирован первый российский концертный тур бельгийцев, конечной точкой которого стал Архангельск. – Они прикладывают определенные усилия, чтобы ваши сердца бились чаще и отдавались эхом в горле, когда ревущие гитары от Йенса Де Воса кощунственными аккордами начинают воздействовать на вас в каждой песне. При поддержке пианино, органов, хоров и красивых оркестровок Off the Cross создают достаточно светскую стену звука, но последний удар неизменно наносит Стивен Ван Кромбрюгген, чей вокал изгонит любого внутреннего демона только для того, чтобы заманить его обратно, чтобы круг ада мог начаться заново. Выхода нет».

Что ж, подписываемся под каждым словом. Таким и должно быть закрытие фестиваля, чтобы с волос капало, на утро шея не гнулась и тряслись ноги. Забавно было видеть, как шквал со сцены заставляет единодушно трясти хаером и убеждённых металхедов, и остепенившихся и постригшихся, но ещё не растрясших порох из своих пороховниц ценителей такого экстрима, и даже совсем молоденьких фей, ещё недавно вытанцовывавших под какие-нибудь слащавые бойз-бэнды.

Вообще, здорово, когда человек, возвращается с феста либо с мерчем, либо с желанием срочно найти записи кого-то из тех, под кого только что рубился. Я вот, например, придя домой, первым делом закачал все эти бельгийские «чертоги отчаяния и сияющие огни надежды» в свой плей-лист – куда-то между «Сепультурой» и «Бегемотом».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах