МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Архангельск

14 ноября - День поморской шаньги

Шаньга - это как калитка, треска в молоке, брусничные морсы, варенье из морошки - один из гастрономических брендов Архангельской области. А ведь многие помнят этот вкус из бабушкиной деревенской печи

А вот что писал про поморские шаньги Сергей Максимов (1831–1901гг.) в книге «Год на Севере». Эта книга хорошо известна в Архангельске и, наверное, у многих сохранилась в домашних коллекциях: «...Тем временем нельзя не остановиться здесь для немаловажных сообщений. Ша̀нежка – ахангельское лакомство, род булки, с рыхлой внутренностью, с исподкой, поджаренной на масле, и облитая сверху сметаной. По преемству от первоначальных насельников Сибири из этих северных местностей, шаньга распространилась и в этой стране, сделавшись лакомым и любимым кусом. Ее знают и ее попотчуют во всех тех местах, где лапти переселенца намечали начальные черные тропы, по которым шла потом русская вера и укоренялся православный обычай. Вкусная шанежка составляет исключительную привилегию архангельских жителей, получивших за то от всех соседей прозвание шанежников . Рассказывают по поводу шанежек исторический анекдот о Петре. В то время, когда уже основан был Петербург и к тамошнему порту начали ходить иностранные корабли, великий государь, встретив раз одного голландского матроса, спросил его:

– Не правда ли, сюда лучше приходить вам, чем в Архангельск?

– Нет, ваше величество! – отвечал матрос.

– Как так, чем хуже?

– Да в Архангельске про нас всегда были готовы оладьи.

– Если так, – отвечал Петр, – приходите завтра во дворец: попотчую!

Царь исполнил слово, угостивши и одаривши голландских матросов.

Рассказывают и местный бытовой анекдот. Напекла любящая жена строгому мужу этих самых шанежек и стала поджидать возвращения его с работы. Пришла к ней в то время нежданная гостья – кума: надо её, конечно, угощать, а кроме яшных оладышек ничего в доме нет. – Садись, кума, и ешь. Ела кума с охоткой, булочки пришлись по вкусу. Съела она целых восемь, последнюю девятую «стыдливую» оставила. Глядела-глядела хозяйка куме своей в рот, махнула в отчаянии обеими руками и вскрикнула:

– Доедай, кума, девятую-то шанежку: мне, однако, от мужа битой быть.

Слова эти ушли в присловье, которым подсмеиваются над архангельскими горожанами, а слово «однако» тут очень кстати, как любимое, которым часто пользуются и часто злоупотребляют, вставляя некстати. По одному этому слову можно признать архангельского человека, которого в сердцах так и бранят все прозвищем «шаньга кисла....»

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах