Поморская культура – фэйк?

В Архангельске прошло празднование Поморского Новолетия. В этом году национально-культурная автономия поморов, организовавшая и проводившая праздник, получила поддержку от правительства региона

В Архангельске прошло празднование Поморского Новолетия. В этом году национально-культурная автономия поморов, организовавшая и проводившая праздник, получила поддержку от правительства региона

Так, например, верующие армяне встретят 1461 год, буддисты – 2555, китайцы – 4709, а евреи – 5773-й.

Основные мероприятия Новолетия прошли на набережной Северной Двины и в Архангельском городском культурном центре. Начался праздник традиционными проводами молодого помора-зуйка на первый промысел. Как рассказал председатель правления региональной общественной организации «Национально-культурная автономия поморов Архангельской области» Павел Есипов, сентябрь был самым праздничным месяцем для поморов: это было время прекращения полевых работ для черносошного Поморья, время возвращения с моря рыбаков-промышленников и начало осенней поморской торговли. Странно, но по всей России из всех народов только поморы сохранили традицию встречать Новолетие гулянием и ярмаркой.

Также обряд включает в себя различного рода ритуальные костры. Так, на набережной Северной Двины в этот день поджигали так называемые «каменные лабиринты», выстроенные, вероятно, в подражание Соловецким лабиринтам. А завершился праздник зажжением плавучего маяка — огромное пожарище на плоту под громкое улюлюканье собравшихся вывезли на середину реки, прицепив его к катеру. Вряд ли, конечно, таким образом транспортировали жертвенный огонь наши предки, но оставим этот вопрос на совести организаторов праздника. Характерно другое: смысл подобного обряда никто из присутствующих зевак пояснить не смог. Возникает вопрос, на кого в таком случае, рассчитан праздник, позиционирующий себя как один из главных на Русском Севере?

— Честно говоря, просто прогуливался с ребенком и увидел дым, подумал, что пожар, а рядом ни одной пожарной машины не видно, — делится впечатлениями житель Архангельска Михаил Осипов. — Кто такие поморы — стыдно сказать, но достоверно не знаю. Мне кажется, что все малые этносы уже давно перемешались кровями и понять, кто тут истинный помор, а кто нет, практически невозможно. С другой стороны, отмечаем же мы Сабантуй народными гуляниями, почему бы и Новолетие не отпраздновать?

Замысел обряда, по всей видимости, был очевиден только для организаторов мероприятия. По словам одного из ряженых, традиция с приближением осени зажигать на воде маяки уходит своими корнями в глубокую древность. Начиная с августа, в Поморье заканчиваются белые ночи. Мореходам, идущим с морских рыбных промыслов, было сложно ориентироваться в темноте без опознавательных знаков, поэтому с приближением осени в поморских селениях, в условленных местах, традиционно зажигались импровизированные маяки.

Ну, а после запуска «красных петухов» поморские «жонки», подобрав сарафаны, блуждали в каменном лабиринте на берегу Двины, а волхв в шутовском наряде отпугивал гуляющих детей камланием и битьем в бубен шамана. Самым забавным выглядел обряд похорон мух, которых заботливо уложили в «гробы» из картофеля.

После ритуальных обрядов на свежем воздухе в АГКЦ выступили коллективы, играющие в стиле этно-фолк, фолк-метал, рок и альтернативной электронной музыки. Немного странный выбор, учитывая специфику и призвание праздника — ведь, по словам Павла Есипова, мероприятие было призвано восстановить старинные традиции поморов.

В целом, вся вакханалия, происходящая на берегу реки, скорее вызвала ассоциации языческих воззваний, о чем собственно и заявили накануне празднования Новолетия представители вновь созданного регионального экспертного совета по нравственности. В него вошли представители региональной власти, лидеры общественных движений и духовенство областного центра. На первом же заседании было принято обращение к общественности областного центра по поводу празднования «так называемого Поморского Нового года». В частности, в нем говорится об искажении исторических фактов, дат и традиций, которые были допущены организаторами праздника.

Так, по наблюдениям совета, дата этого «новодельного праздника» плавает в рамках с 11 по 19 сентября. Причем даже внутренняя хронология новой традиции недостоверна: в этом году официальные источники заявили, что Новолетие отмечается ежегодно уже десятый раз, хотя элементарные арифметические расчеты показывают, что это двенадцатый праздник. Особое беспокойство членов совета вызывает дрейф намерений организаторов в сторону неоязычества, в частности, обряды подношения «требы в огонь и реку», которые воспринимаются как языческие жертвоприношения. Вероятно, под язычниками подразумеваются финно-угорские племена, населявшие берега Северной Двины во времена заселения православных русских из Великого Новгорода.

«Русские принесли с собой и утвердили православную традицию, согласно которой по Византийскому календарю новолетие наступало 1 марта, а с 1492 года — с 1 сентября, начиная с 5509 года до Рождества Христова. Сопоставление исторических фактов и достоверных источников с тем, что заявляют организаторы „Поморского нового года“ указывают на плохую осведомленность „новоиспеченных поморов“, подтасовки и натяжки, которые недопустимы при восстановлении старой или утверждении новой народной традиции» — пишется в обращении.

По мнению «нравственников» приближение даты празднования к православному церковному Новолетию и одновременная подмена христианской традиции на неоязыческую несет в себе духовную опасность и требует общественного противодействия. А декларируемой финансовой и информационной поддержке регионального правительства этого сомнительного праздника должно предшествовать компетентное рассмотрение программы и исправление ошибок организаторов. Ведь, как справедливо заявил во время встречи с журналистами председатель Архангельского областного центра поморской культуры Валентин Ботов, в последнее время понятие «поморы» становится своего рода «политическим брендом», используемым в зависимости от конъюнктуры.

— И сторонники, и противники «поморской идеи» одинаково игнорируют реальные проблемы жителей северных территорий нашего региона, — подчеркнул Валентин Ботов. — Постоянные попытки искажения истории и культуры Поморья только компрометируют поморскую идею и развивавших ее авторитетных ученых, таких как Владимир Булатов.

К сожалению, несмотря на то, что в новейшей истории Архангельска этот праздник силами Поморской автономии отмечается с 2001 года, он до сих пор так и не стал значительным культурным событием, настоящей «визитной карточкой» Севера и туристской достопримечательностью мирового уровня, как это позиционировалось изначально.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру