Красивее, чем бой, опаснее, чем танец

Фирменный мордобой беглых рабов достиг столицы Севера

Принесли его, правда, не сами рабы, но в не знавшем крепостного права Поморье это искусство удивительным образом находит своих последователей.

Фирменный мордобой беглых рабов достиг столицы Севера

Вам когда-нибудь приходилось на массовых городских гуляниях наблюдать кучку людей, изображающих петушиные бои? Если же нет, то вообразите себе танцующего Брюса Ли и дерущуюся Алину Кабаеву в одном лице, а потом переверните эту картинку вверх ногами. Вот вы и получили первое представление о том, как выглядит капоэйра — бразильская штучка, вклинившая раздор в наши исконно северные виды спорта.

Здесь почти отсутствует физический контакт, а ноги свистят в сантиметре от головы соперника. Бойцы не просто двигаются под музыку, а играют друг с другом как кошка с мышкой. При этом очки начисляют не за выбитые зубы, а за эстетичность исполнения. За последние годы, по словам местного ярого приверженца капоэйра Александра Поспелова, эффектное боевое искусство, воспетое голливудскими режиссерами, стало писком моды. Сегодня эффектной бразильской борьбой в областном центре увлекаются несколько сотен человек.

Танцы угнетенных

Слово «капоэйра» переводится с португальского, как «высокая трава» — символ скрывающихся беглых рабов. Именно благодаря им во времена когда еще пра-прабабушка рабыни Изауры резала тростник и получала плетей, в Бразилии зародилась эта техника -вынужденные защищаться от колониальных надсмотрщиков невольники изобрели подпольную систему защиты и нападения. Со стороны все выглядело совершенно безобидно: негры отдыхают после работы. До поры до времени хозяева и не предполагали, что их «движимое имущество» не просто отплясывает после тяжелого дня в поле и замышляет что-то недоброе. Однако вскоре до них, что называется, дошло — капоэйра была запрещена правительством Бразилии. Ее изучение наказывалось шестью месяцами тяжелого труда. Пришлось искать быстрое решение, и оно нашлось — зубодробительные удары и махи зашифровали в танец. Так возникло настоящее искусство — схватка танцующих под аккомпанемент этнических музыкальных инструментов и пения.

В Россию же национальное достояние Бразилии проникло только в 1994 году, когда на экраны вышел фильм «Только сильнейшие». Спустя четыре года была официально зарегистрирована Федерация капоэйра России — заокеанскую экзотику признали-таки видом спорта. В наш регион капоэйра попала буквально несколько лет назад. У нас нет ни толковых учителей, ни специальных пособий. Но, тем не менее, активная пропаганда капоэйра на городских праздниках, за неимением другой дешевой экзотики, свое дело сделала — желающих приобщиться к бразильской истории становится все больше.

Встаньте дети, встаньте в круг

— Игра — вот чем является Капоэйра, — поясняет местный тренер Александр Поспелов. — В кругу соперники соревнуются не в количестве нанесенных ударов, не пытаются нокаутировать друг друга, а стараются переиграть оппонента, подражая движениям птиц и животных.

Игра начинается, когда все участники собираются в круг (по-португальски «рода»), символизирующий солнце, играют на музыкальных инструментах, поют и хлопают. Пара игроков входит в круг, и начинается импровизация — непрекращающаяся плавная вязь сложных движений, стоек на руках и на голове. Задача игрока — не потерять ритма, не упустить соперника из поля зрения, вывести его из равновесия, наметить удар или просто «перетанцевать» его. Игроки по очереди входят в роду, темп музыки увеличивается, вместе с ним ускоряется игра, и пара участников сплетается в каком-то бешеном танце.
В техническом плане в капоэйре все поставлено с ног на голову в прямом и переносном смысле. И кстати, если в других единоборствах положение лежа считается признаком поражения, то здесь это самая грозная и удобная позиция для атаки. «Полежать за себя» у капоэйристов считается делом чести. Во время агрессивного танца все тело бойца является его оружием. Кстати, в Сан-Паулу и Рио до сих пор есть площади, где бандиты делают капоэйру с заточками между пальцами ног, — правда, это уже не просто фул-контакт, а бои с непредсказуемым исходом. К счастью, на нашем славном Севере таких последствий ожидать не стоит — в валенках и носки иногда удержать непросто, а держать в пальцах ног что бы то ни было и вовсе неудобно.

— После первого же занятия человек начинает ощущать новые мышцы в своем теле. Но при этом синяки на тренировке — большая редкость, — добавляет Александр. — Северяне на этот относительно новый вид спорта реагируют по-разному: кому-то нравится, кто-то считает это кривлянием. Многие не сразу понимают, зачем нужна такая борьба, в которой соперники друг друга даже не задевают. Но объяснить на словах это нельзя, нужно попробовать.

Ой, цветут бананы в сельве у ручья…

Как признает Александр, капоэйра без музыки — силы на ветер. Это обязательная часть ритуала. Круговая игра проходит под исполнение особых магических песен в сопровождении традиционных инструментов: беримбау, атабаки, кашиши. Беримбау — струнный инструмент, напоминающий лук. По преданию, когда-то беримбау делались как настоящие луки, а вместо палочки использовалась стрела, и в нужный момент музыкальный инструмент превращался в полноценное оружие.

В исполняемой музыке обязательно присутствуют традиционные латиноамериканские напевы и африканские ритмы. Песни на португальском распеваются всеми участниками круга, причем чаще всего это некий фольклор. Северным аналогом такой традиции может служить хоровод, напевающий какую-нибудь «Калинку».

К тому же во время исполнения музыки люди еще и поют, плюс добавляют к этому хлопки, в результате чего создается определенная атмосфера и темп. Все эти части капоэйры составляют неразрывное целое. Кстати, элементы древней капоэйры мы можем наблюдать в современных брейк-дансах, хип-хопах и так далее — вращения на полу и стойки на руках целиком заимствованы оттуда.

Постепенно темп музыки увеличивается, вместе с ним ускоряется игра, и пара участников сплетается в каком-то бешеном танце, попирающем законы физики и анатомии. Головы, пятки и ладони свистят в воздухе, и кажется чудом, что соперники не просто выживают, а даже не касаются друг друга пальцем. Музыканты и игроки сменяют друг друга, постепенно доводя себя и зрителей до состояния полного танса, то ли рок-н-ролльного, то ли ритуального. Такое шоу может продолжаться часами…

Полное Аше

По степени сосредоточенности капоэйрист может посоперничать с йогом, по медитативным способностям — с шао-линьским монахом. Оптимально использовать ресурсы организма — вот цель. А возможность снести кому-нибудь голову легким движением ноги — лишь частный случай такой практики. В капоэйре есть философское понятие — «Аше». Это состояние, к которому стремится капоэйрист. Как вы уже догадываетесь, словами его описать невозможно. Что-то вроде счастья, эйфории и вселенской гармонии. К Аше можно прийти, покувыркавшись в Роде, а можно пребывать в нем постоянно, Аше — венец капоэйры. «Как дела, Педро? — Аше, брат, полное Аше…».

Многие люди не умеют пользоваться своим телом и не знают его возможностей, считают местные капоэйристы. А ведь физическая оболочка также требует настройки, как музыкальный инструмент. В свою очередь хорошо настроенное тело может и по мозгам кому-нибудь надавать, и потанцевать, и на беримбау поиграть. Ну, а если придется и народ за собой поведет.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру