Фанерный завод доказал, что способен жить и развиваться

1 октября 2014 г. исполнилось 25 лет с даты, когда входящий в состав Архангельского ЦБК фанерный завод стал кооперативом, взяв в аренду основные фонды предприятия.

С того времени развитие завода пошло по другому пути. Введенный в 1969 г. в эксплуатацию завод почти все эти годы не выполнял государственный план. Основными причинами этого были: финансирование по остаточному принципу, значительно меньшая средняя заработная плата работников завода по сравнению с другими производствами Архангельского ЦБК, направление на работу, как правило, недисциплинированных работников (многие были уволенные по ст.33 КЗоТ), отсутствие обеспечения качественным сырьем.

В августе 1988г. вышел Закон о кооперации в СССР. Я, незадолго до этого назначен ный руководителем предприятия, понимал, что завод ничем технологически не связан с АЦБК и может самостоятельно добиться выполнения проектной мощности в 50400 м 3 фанеры, при этом получая значительную прибыль. Тогда мы с единомышленниками подготовили программу развития завода на 10 лет, разработали новую систему оплаты труда работников, которая стимулировала как количественные, так и качественные показатели (кстати, эта система до сих пор действует на предприятии).

Штатное расписание для выполнения поставленной задачи снизили по сравнению с проектной – 1100 человек – до 646 человек, включая 48 ИТР. С этой программой я провел собрание со всеми сменами и бригадами, и мне удалось убедить коллектив идти в самостоятельное плавание.

Совет трудового коллектива завода обратился к руководству АЦБК, обкому партии и министерству с просьбой об организации кооператива на базе завода и взятии основных фондов в аренду.

Много собраний, совещаний, встреч пришлось провести, чтобы во всех инстанциях получить положительное решение. Мало кто верил, что убыточный завод станет прибыльным.

В первый же месяц был выполнен план, а через месяц получена первая прибыль. Когда через три месяца на завод приехал первый секретарь обкома партии Ю.А. Гуськов и прошел по заводу, увидел везде сумасшедший ритм работы, высокую культуру производства, он несказанно был восхищен увиденным. Наши люди умеют замечательно трудиться, если видят справедливость, их не обманывают и их труд правильно материально оценен.

Почти за два года, до августа 1991г., для работников завода было построено и куплено около 80 квартир, было организовано бесплатное питание, лучшие работники бесплатно ездили на отдых за границу, при выходе на пенсию получали большое денежное вознаграждение в зависимости от стажа работы (максимум почти соответствовал стоимости авто машины «Жигули»).

За короткий срок был про изведен капитальный ремонт всего оборудования, заменены крановые эстакады на бирже, куплены импортные погрузчики.

Один из ветеранов завода, лущильщик А.В. Жданов, сказал корреспонденту газеты «Правда Севера», что из 60 лет эти два года были лучшими в его жизни.

Но наступили 90-е годы. Всю валюту во Внешэконом банке (свыше двух миллионов долларов), которую мы копили на приобретение оборудования, успешно разворовали. Объем производства упал до 30 про центов от проекта, но даже в этих условиях мы смогли накопить средства на приобретение линии ребросклеивания и пустить ее в эксплуатацию (как мне сказала таможенная служба, в 1992 г. это была единственная сделка по покупке оборудования в стране).

Мы единственные в области в эти тяжелые годы платили вовремя зарплату работникам и налоги государству (в 1996г. взяли кредит 2 млрд руб. под 193 процента (!), чтобы заплатить налог государству).

С приходом в правительство сначала Е.И. Примакова, а затем В.В. Путина начался подъем в экономике. В 1998 г. началось техническое перевооружение завода. Смонтированы три паровых котла, работающих на отходах, шлифовальная линия, три ребросклеивающие линии, полностью реконструирован лущильных цех с установкой новых раскряжевочных пил, окорочных станков, автоматических линий подачи чураков к станкам, трех самых современных лущильных линий, новая сушильная машина с автоматической сортировкой шпона, новая автоматическая распиловочная линия и линия сортировки фанеры. Отработаны новые системы склеивания фанеры.

Большие задачи решены в области экологии, теперь стоки завода идут не в ливне вую канализацию, а только на очистные сооружения АЦБК, полностью ликвидирован от крытый склад хранения химикатов. Химические соединения для приготовления клея сейчас поступают практически готовыми к применению и почти не оказывают вредного влияния на окружающую среду. Все это позволило в 2013г. выпустить свыше 120000 кубических метров фанеры, то есть в 2,5 раза выше проекта, и это все только на существующих площадях.

Сейчас монтируется новый котел по сжиганию отходов, так называемой «дробленки» (отходы от распиловки фанеры со смолами, используемыми для склеивания, которые приходилось раньше вывозить на свалку). Объем инвестиций в этот проект около 10 млн долларов.

Цель предприятия – достичь выпуска 150 000 м 3 фанеры в год.

Кроме того, за этот период произошло еще одно немало важное событие. В конце 90-х годов ко мне обратился мэр Новодвинска М.С. Юрьев, что бы мы взяли под свое крыло обанкротившуюся мебельную фабрику, 80 процентов основных фондов которой незаконно присвоило себе другое предприятие. Нами было поставлено условие – сделка возможна, хотя нам и не вы годна, только при возвращении основных фондов. Своей властью тогдашний губернатор Архангельской обл. А.А. Ефремов заставил аферистов вернуть оборудование мебель ной фабрике.

Все корпуса фабрики мы вновь обустроили, закупили новое оборудование, сейчас фабрика успешно работает, производит продукцию на сумму свыше 200 млн руб. в год. Сохранили 150 рабочих мест.

За эти 25 лет я наблюдал как банкротятся фанерные заводы, леспромхозы и лесозаводы в нашей Архангельской и других областях. Руководители этих предприятий всегда говорили о невозможности работать в таких экономических условиях. Я скажу. не надо воровать: не надо думать только о своем кармане, тогда и предприятие будет на ходу.

Не так давно с болью узнал о банкротстве Соломбальского ЦБК, Лесозавода No 3, об уничтожении стада коров в Койдокурье и т.д. Если 25 лет не вкладывать в развитие предприятия, как можно со своими устаревшими техно логиями конкурировать в современном производстве! Есть же положительные примеры Архангельского ЦБК, Котлас ского ЦБК, 25-го лесозавода, Устьянского лесопромышленного комплекса. Меня удивляет равнодушие чиновников, которые твердят, что не могут вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, идущих на банкротство. Но ведь смогли же А.А. Ефремов и М.С. Юрьев проявить желание и волю в реанимации мебельной фабрики. Когда немецкий концерн «Опель» обанкротился, даже канцлер вмешался в этот процесс и не допустил гибели предприятия.

В заключение хочу поблагодарить всех инженеров, рабочих, которые 25 лет назад поверили мне, помогли поста вить на новые рельсы наше предприятие, а также тех, кто сейчас трудится на благо завода. Благодаря вам ЗАО «Архангельский фанерный за вод» 100 процентов продукции выпускает в соответствии с мировыми стандартами, неуклонно развивается и входит в десятку лучших предприятий деревообработки в стране. Здоровья вам. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру