Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский провел рабочую встречу с руководителем Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Игорем Шумаковым на борту научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», которое сегодня отправилось в очередной рейс.
Уже 50 лет легендарное судно используется при освоении Арктики и Антарктики. Последние 25 лет портом приписки судна-снабженца является Архангельск, откуда «Михаил Сомов» каждую навигацию уходит в высокие широты с грузами материалов, оборудования, провианта, доставляет очередную смену полярников на метеостанции и объекты, расположенные на островах и побережье Северного Ледовитого океана.
– Сегодня судно, аналогов которому нет, готово к выходу в рейс, – рассказал капитан НЭС «Михаил Сомов» Виктор Гиль. – Его уникальность в том, что это единственное судно в Арктике, которое работает на необорудованных причальных стенках. Мы снабжаем более 80 мелких опорных пунктов по Северному морскому пути.
На борту НЭС «Михаил Сомов» Александр Цыбульский и Игорь Шумаков подписали соглашение, которое закрепит уже существующие направления взаимодействия правительства Архангельской области и Росгидромета, а также откроет возможности для новых форм сотрудничества.
Глава региона отметил, что в условиях Арктики, где от погоды и природных факторов зависит очень многое – от судоходства и строительства до логистики и промышленного производства, – роль гидрометеорологического обеспечения трудно переоценить. Данные Росгидромета активно используются предприятиями региона, аграрным сектором и службами экстренного реагирования.
Соглашение охватывает наиболее актуальные направления работы: гидрометеорологию, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, предупреждение о возможных опасных явлениях, информирование о фактических рисках, включая состояние атмосферы и поверхностных вод. Эти вопросы отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов страны.
– Для Архангельской области и большинства ее служб сотрудничество с Росгидрометом, особенно с его региональным отделением – Севгидрометом, носит стратегический характер, поскольку большинство самых сложных вопросов мы всегда решаем во взаимодействии с коллегами. Вы всегда предупреждаете о тех проблемах, которые у нас могут возникнуть. Это касается половодья, обеспечения устойчивого судоходства и прогнозирования ледовой обстановки, что для нас крайне необходимо, – сказал Александр Цыбульский.
Глава региона также гарантировал полное содействие реализации соглашения, готовность к участию в совместных проектах и поддержке инициатив, направленных на сохранение природы и повышение устойчивости территории к климатическим и природным рискам.
Игорь Шумаков, в свою очередь, отметил, что сейчас прорабатывается проект нового научно-экспедиционного судна «Артур Чилингаров», которое в будущем должно прийти на смену «Сомову». Руководитель Росгидромета также поблагодарил главу региона за поддержку, которую правительство Архангельской области оказывает Севгидромету.
– Благодарен за помощь и поддержку Севгидромету – одному из самых крупных подразделений Росгидромета, у которого очень большая территория обслуживания, – отметил Игорь Шумаков. – У нас есть такое неофициальное понятие, как гидрометфлот, который состоит из более чем 30 судов. Три из них неограниченного плавания, в том числе «Михаил Сомов».
После подписания соглашения и осмотра судна Александр Цыбульский и Игорь Шумаков приняли участие в торжественной церемонии проводов в рейс научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов». Основная цель экспедиции – снабжение и обслуживание полярных станций в Арктике.
Приветствуя экипаж судна и участников экспедиции, Александр Цыбульский отметил, что в этом году отмечаются сразу три крупные, неразрывно связанные между собой памятные даты: 50-летие научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», 500-летие Северного морского пути и 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, в которой Арктика и Северный морской путь сыграли важнейшую стратегическую роль. Именно по этому маршруту шли боевые корабли, доставлялись грузы, обеспечивались военные операции.
– Полвека в арктических широтах – это не просто срок, это, можно сказать, подвиг, – подчеркнул Александр Цыбульский. – Несмотря на ремонты и вызовы времени, судно уже 50 лет несёт свою вахту, обеспечивая жизнь и работу в 57 отдалённых пунктах Крайнего Севера. «Михаил Сомов» участвовал более чем в 20 арктических экспедициях: и советских, и российских. Сегодня он не только продолжает научные исследования, ради которых и был создан, но и выполняет важнейшую миссию: доставляет в Арктику всё необходимое для жизни – от топлива до продуктов, от оборудования до смен полярников. Именно он обеспечивает непрерывность работы метеостанций, ремонт и обслуживание техники, связь с Большой землей.
За последние 25 лет «Михаил Сомов» выполнил более 80 рейсов по обеспечению экспедиций, доставке грузов и людей на полярные метеостанции, объекты Министерства обороны РФ, пограничной службы, Росатома и другие труднодоступные пункты в Арктике.
– Сегодня действительно очень важный день для Гидрометслужбы России – 50 лет назад был поднят флаг тогда еще Советского Союза на уникальном научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов», который сначала работал в Антарктиде, а сейчас в Арктике, – сказал Игорь Шумаков. – Все свои задачи он всегда выполняет на отлично. 50 лет для судна – это очень солидный возраст, но оно находится в прекрасном техническом состоянии, готово к выходу в очередной рейс и еще не раз сможет выйти в море благодаря тому, что коллеги из Севгидромета поддерживают его в рабочем состоянии.
Еще одно очень важное направление работы «Михаила Сомова» – очистка арктических широт. Благодаря Севгидромету, проекту «Чистая Арктика», Губернаторскому центру «Вместе мы сильнее» и движению «Чистый Север – чистая страна» каждый год в северные широты отправляются волонтеры, а на континент возвращается то, чего в Арктике быть не должно: огромные бочки, устаревший и превратившийся в захламления инвентарь.
Участники торжественной церемонии проводов в рейс научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» также передали экипажу венки для спуска на воду в местах гибели советских кораблей в годы Великой Отечественной войны.