Неисправные «Суперджеты» обнуляют ответственность Аэрофлота перед пассажиром

Неисправные «Суперджеты» обнуляют ответственность Аэрофлота перед пассажиром

Сенсационные подробности состояния дел с парком SSJ-100 крупнейшего национального авиаперевозчика, выясняются в архангельской глубинке: в июне 2019 годы были сломаны 29 из 49 принадлежащих Аэрофлоту «Суперджетов». Не менее сенсационное применение сломанным самолётам нашёл Аэрофлот – он считает массовый выход «Суперджетов» из строя поводом не возмещать пассажирам убытки из-за отмены рейсов.

В Лешуконском районном суде рассматривается иск гражданина К. к Аэрофлоту, который прокатил его в буквальном смысле, как фанеру над Парижем. По причине внезапной отмены рейса из Архангельска в Москву К. вынужден был пожертвовать почти сутками в столице Франции, что для жителя архангельской глубинки показалось крайне досадным. Причины отмены, кстати, оказались сколь масштабными, столь и смехотворными...

Из текста искового заявления следует, что в прошлом году гражданин К. из села Ручьи Мезенского района, устремившийся провести с семьёй недельку на берегах Сены и отметить совершеннолетие дочери, купил билеты на рейсы авиакомпании "Аэрофлот.Российские авиалинии" из Архангельска в Москву, оттуда - в Париж, а после - обратно. Вылет в Москву был датирован 4 июня, в тот же день следовал вылет во французскую столицу, где К. собирался отдохнуть от мезенских реалий до 12 числа того же месяца. Понятное дело, каждый день, да что там, каждый час на счету.

"Увидеть Париж и умереть" у К. не получилось - сие дивное состояние изрядно омрачил тот факт, что по совершенно непонятным тогда причинам Аэрофлот отменил рейс на Москву, после чего сорвался рейс на Париж, а дальше по цепной реакции повалились неприятности.

Аэрофлот, конечно, выдал гражданину К. билеты на другой рейс - на 8 часов позже. Билеты на Париж тоже заменили на более поздние и дешёвые (хотя стоимость пересчитывать не стали), в результате чего в Париже житель Мезени оказался только на следующий день, пожертвовав чудесным вечером и ещё половиной следующего дня в самом романтичном городе мира, да ещё и потеряв почти полтысячи евро за пропущенные сутки в отеле и приличное количество нервных клеток.

Плюс ко всему его друг из Германии, который должен был встретить путешественников в аэропорту "Шарль-де-Голль" и специально ради этого выехавший с немецкой стороны, вынужден был развернуться и с полдороги вернуться домой - семье пришлось основательно потратиться на такси до отеля. Чего уж говорить, намеченный на вчерашний вечер праздничный ужин обернулся беготнёй по аэропортам, ночёвкой в предоставленных авиакомпанией в гостинице номерах без окон, и сплошным выяснением отношений с представителями российского воздушного гиганта.

Днём больше, днём меньше в Париже - Аэрофлоту, вероятнее всего, фиолетово - компания попросту уведомила К. по электронной почте и телефонным автоинформатором только вечером перед вылетом, а не имеющий обыкновения регулярно лазить в свою электронку и занятый приятными сборами К. обнаружил сюрприз лишь в утро вылета уже практически с чемоданом в руке.

Ещё в Архангельске К. пытался самостоятельно искать варианты решения проблемы и предлагать их представителям Аэрофлота: отправка в Москву рейсом "Нордавиа" с трансфертом между аэропортами в Москве, вылет в Париж через Питер рейсом со свободными местами... На все варианты К. получил отказ, которым, по его мнению, крупнейший российский авиаперевозчик выразил отношение к своим пассажирам.

В общем, в Париж гражданин К. с семьёй всё же слетал, хотя и на меньшее время и в испорченном настроении. Слетал и подал на Аэрофлот в суд иск о защите прав потребителя.

Оплаченные в полтысячи евро и потерянные в итоге сутки в парижском отеле, расходы на недешёвое местное такси, плюс деньги за переводы разных французских бумаг на русский, плюс непонятная разница в минус между ценой на отменённые и заменённые рейсы, плюс испорченный день рождения дочери в Париже с забронированным ужином в местном ресторане, плюс адская ночёвка в номере без окон в ведомственной гостинице в Москве, и все тяжкие, через которые семье К., кстати, с малолетней внучкой, пришлось пройти - сумма иска приблизилась к шестистам тысячам рублей.

Закон о защите прав потребителей обязывает нарушившего условия оказания услуг авиаперевозчика как минимум выплачивать определённую пеню за каждый день или час косяков, совершённых по его вине, однако Аэрофлот, само собой, принялся возражать, объясняя отмену рейса необходимостью «устранения неисправности воздушного судна».

Представитель авиакомпании в суде незатейливо объяснил: из имевшихся за сутки до вылета 49 самолётов скандальной серии SSJ-100 (Сухой суперджет-100), на ходу было всего 29 - 60 процентов всего парка суперджетов! Столь плачевная ситуация по состоянию на июнь 2019 года, подтверждена справкой за подписью директора департамента планирования и координации операционной деятельности Аэрофлота.

Более представитель Аэрофлота ни в какие подробности не вдавался: ни в то, в чём именно была неисправность, ни почему за сутки нельзя было заменить борт или решить проблему каким-то иным способом - рейс просто отменили.

Одно лишь понятно: рядовые граждане не только должны исправно платить налоги, из которых частично профинансирована разработка суперджета и его двигателя (на эти цели бюджет России потратил 16,9 миллиардов рублей, согласно данным сайта superjet.wikidot.com), но и из своего кармана нести расходы из-за отмены рейсов, которые вызваны массовыми поломками самолёта.

Сам истец считает действия авиагиганта незаконными. Мировая практика такова, что задержка рейсов более, чем на один час, а тем более, отмена рейсов по вине перевозчика, предполагает большие компенсации пассажирам.

К слову, вызванные «суперджетом» злоключения семейства К., вполне соответствуют общему негативному тренду, который возник вокруг этих самолётов на Севере.

Незадолго до неудачного вылета, «суперджеты» уже вовсю отсвечивали в крайне невыгодном свете в Архангельске, где в середине мая прошлого года авиаторы бунтовали против навязчивых фантазий тогдашнего губернатора Орлова о создании авиакомпании "Арктика", этими самыми «суперджетами» оснащённой.

Ещё тогда гендиректор 2-го Архангельского объединенного авиаотряда Давыдов озвучил сведения экономистов о том, что заказанные самолёты КБ «Сухой Суперджет» исправны чуть более чем на половину, что для их обслуживания нет ни пилотов, ни инженеров. А тут как назло лететь в Париж, да ещё и на "Сухом", на котором Аэрофлот и прокатил семью как фанеру над Парижем.

Судебная тяжба продолжается. Чем ещё будет крыть Аэрофлот? Запрос нашей редакции с просьбой прокомментировать судебное дело, и сообщить сведения об общем количестве неисправных воздушных судов типа SSJ-I00(RRJ-95B) на текущее время, пресс-служба ПАО «Аэрофлот» оставила без ответа.

Александр МакГрэгор, Илья Кабаков