Уволить нельзя разобраться

Живем как в сказке, только страшной, где от одной запятой может зависеть честь, жизнь и доброе имя человека! Речь идет о 278 статье Трудового Кодекса Российской Федерации, по которой учредитель или собственник без предупреждения и без объяснения причин может уволить нанятого руководителя, в том числе любого директора школы или детского сада.

Уволить нельзя разобраться

Вы только вдумайтесь - абсолютно все директора российских школ сегодня являются заложниками и в любой момент могут быть уволены, это порядка 42 тысяч человек! В августе 2020 года профсоюз «Учитель» обратился к органам власти с требованием отмены статьи 278 ТК РФ, которая позволяет увольнять директоров школ без объяснения причин. «Снятие с должности руководителя, которого давно знает и любит коллектив, нередко приводит к падению уровня образования и увольнениям опытных педагогов…», - говорится в обращении профсоюза.

Вот только малый список таких увольнений в Архангельской области, о которых писали местные СМИ. В 2010 году без объяснения причин была уволена директор городской гимназии №3 Елена Горяшина. В 2015 году тоже без объяснения причин была уволена директор 30-ой школы Марина Иванова. Директор Сольвычегодской школы Валентина Ноговицына была уволена по п.2 статьи 278 ТК РФ. «Глава администрации Котласского района Светлана Бральнина тогда заявила на страницах газеты «Вечерний Котлас»: «Скажу одно: причина увольнения (прим.В.Ноговицыной) – это конфликтная ситуация в коллективе». В 2017 году администрация Архангельска уволила без объяснения причин директора Архангельского городского культурного центра (АГКЦ) Наталью Галышеву. Причем перед увольнением Наталья Галышева находилась под постоянным прессом из-за многочисленных проверок, которые, по её словам, не смогли выявить в учреждении серьёзных нарушений.

По такому же сценарию развивалась и история с увольнением директора Соломбальской (коррекционной) школы-интерната Владимира Ефремова. По его словам, одним из учителей школы была создана «конфликтная ситуация», последовало   несколько проверок финансово-хозяйственной деятельности, ни одна из которых так ничего и не выявила.  А 30 сентября Ефремов был вызван на прием к и.о. министра образования и науки Архангельской области, как директор считал, для обсуждения «текущих вопросов». Однако до встречи с министром дело не дошло.

«В министерстве меня встретила замминистра Светлана Брониславовна Маневская и предъявила для ознакомления распоряжение о расторжении трудового договора со мной за подписью Ю.А. Гнедышева. (прим. Ю.А. Гнедышев был задержан через несколько дней в здании администрации. На него заведено уголовное дело по статье 135 УК РФ, часть 3). Когда я спросил Светлану Брониславовну о встрече непосредственно с и.о. министра, ведь он же меня приглашал, то мне было сказано - министр занят. Вы только вдумайтесь, для того, чтобы объяснить всю эту ситуацию у министра образования не нашлось для меня даже 5 минут – это по минуте за каждые 10 лет, отданных мною школе. В тот момент в моей голове возникла мысль: «После почти 50 лет работы без единого замечания смахнули как пыль с мундира, а вместе с пылью и меня», - рассказал Владимир Ефремов нашему изданию.

Вот и получается, что самый уязвимый работник в школе с точки зрения трудовых отношений – директор, от которого зависит не только организация школьного процесса, но и жизнь, и здоровье детей. Особенно ужасно, когда это происходит сегодня, в условиях пандемии, когда Правительство РФ взяло на особый контроль организации, которые на фоне распространения коронавируса увольняют работников без объяснения причин.

Напрашивается вопрос: как директор школы, даже работающий не один десяток лет, может принимать участие в государственных реформах образования, когда любое его действие способно спровоцировать увольнение просто потому, что не устроило очередного руководителя от образования.

Школа – это живой механизм, главную роль в котором играют коммуникации между всеми членами коллектива, включая детей. А тем более коррекционные школы, где помимо образовательного процесса особую роль играют атмосфера, среда, отношения. Нет понимания между всеми участниками образовательного процесса – не будет результата от образовательной деятельности.

«Как правило, до судов дела об увольнении директоров школ и детских садов доходят редко, все решается в министерстве и проходит тихо. Дело директора Соломбальской школы-интерната получило широкий общественный резонанс потому, что Владимир Ефремов не просто директор и профессионал, он руководит уникальной школой, которая помогает и обучает детей с очень сложными диагнозами. Владимир Николаевич руководит образовательным комплексом, включающим и школу, и интернат. Человек просто с педагогическим образованием не сможет работать в таком учреждении: нужно понимать специфику этих детей, психологию восприятия ими мира, суметь найти взаимопонимание не только с воспитанниками, но и с родителями, став для них опорой и поддержкой в непростом деле воспитания особенных детей. На протяжении 46 лет профессиональной деятельности репутация у директора была безупречной, поэтому родители детей с ограничениями по здоровью старались попасть именно в эту школу, - рассказал нашему изданию юрист, знакомый с этим делом. - Посмотрите, что творится в архангельских соцсетях! Родители уже месяц обсуждают увольнение Ефремова и то, какая судьба теперь у школы-интерната. Родители поддерживали Владимира Николаевича и тогда, когда он встал на сторону ученицы, пытаясь наказать педагога, которая кричала на ученицу, морально давила на нее. Но уволить этого учителя по закону, директор не смог, несмотря на все усилия, которые предпринял. О конфликте знала и сегодняшняя и.о. министра образования и науки Архангельской области Светлана Маневская. К ней обращался с официальным письмом коллектив Соломбальской СКОШИ, писали родители. Она пыталась принимать участие в разрешении конфликта, собрала совещание в стенах школы. Но решить проблему не смогла. А когда было назначено новое руководство области и ожидали назначения нового министра образования, было решено, по всей видимости, просто уволить Владимира Николаевича, благо для этого нашлась подходящая статья. Потому что без такого директора больше некому будет отстаивать интересы детей. И все успокоятся. Подумали ли о детях? Скорее всего, нет. Лишь бы «тишина была в библиотеке», заключает юрист.

Интересно, что чаще всего увольняют как раз тех директоров, кто сумел вывести школу на высокий уровень, тех директоров, в школы к которым родители стремятся отдать своих детей, где есть видимые результаты обучения, где дети счастливы, где есть настоящая жизнь. Видимо некоторым сложно понять, что школу делает не должность директора, а человек, который эту должность занимает!

О непростой истории В.Н. Ефремова, мы уже рассказывали ранее. Тогда нам в редакцию пришло письмо, подписанное 26 работниками школы. Сегодня в поддержку директора подписались уже 63 человека, подавляющее большинство коллектива, это – учителя, воспитатели, медицинские работники, специалисты и другие сотрудники школы! Сбор подписей продолжается! Мы будем следить за развитием ситуации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру